DTH Studios: как превратить рок-тусовку в профессиональную студию звукозаписи

Кто из молодежи в середине 2000-х не играл в рок-группе и не мечтал записать свой альбом? Однако превратить хобби в профессию и тем более бизнес удалось немногим.

Наши герои путем проб и ошибок выстроили четкие бизнес-процессы в своей студии звукозаписи DTH Studios и выросли в команду профессионалов. Сегодня среди их клиентов такие артисты как Леонид Федоров («Аукцыон»), Пасош, Sonic Death, Bicycles For Afghanistan, Stone Submarines, а очередь на запись расписана на месяц вперед.

Как все начиналось

Московская студия звукозаписи DTH Studios существует десять лет. Идея ее организовать пришла к нескольким ребятам московской рок-тусовки, когда в конце 2000-х они пытались записать свой альбом. Оказалось, что в столице тогда не умели записывать их экспериментальную хардкор-музыку.

«Мы приходили на разные студии, и нас спрашивали: что это вы вообще играете, ничего непонятно. Чесали репу, и не знали как нам помочь. Решением стало создание своей студии. Хотя конечно, поначалу у нас все было очень кустарно и далеко от коммерции» — рассказывает совладелец DTH Studios, звукорежиссер и музыкант Андрей Ганкин.

«Отцами-основателями» студии были Антон Кондаков и Илья Горохводацкий. Антон тогда уже работал в клубе «Икра» как звукорежиссер, и был наиболее профессионально подкован среди своих друзей-коллег.

Здание завода, где в одном из корпусов находится DTH Studios

При запуске проекта очень пригодилось образование Антона — он обучался на маркшейдера (специалиста по проведению пространственно-геометрических измерений). Дело в том, что помещение для звукозаписи необходимо правильно оборудоватьс учетом законов акустики и свойств поверхности. Антон самостоятельно спроектировал две комнаты для работы. Вообще-то услуги архитектора-акустика сегодня очень востребованы и стоят дорого. Поэтому ребятам повезло решить вопрос своими силами.

Антон остается в числе партнеров студии, совладельцами в разных долях также являются Андрей Ганкин, Илья Горохводацкий, Леонардо Перес, Стас Баранов и Саша Цыган Сарычев.

Первые три-четыре годажизни студии ребята описывают как полный хаос. «Сначала мы были совсем любительской студией для тех, кто играет тяжелую музыку. Ни у нас, ни у наших клиентов тогда еще не выработалось профессиональное отношение к делу. Это было больше похоже на бесконечную вечеринку. На запись часто приходила целая толпа ребят, которые не записывались, а просто тусовались» — вспоминает Андрей Ганкин.

Первые годы в таком режиме студия существовала как хоббиребят, и не приносила прибыли. Все изменилось с приходом нового финансового директора Леонардо Переса. Именно он помог отстроить бизнес-процессыв компании.

Леонардо родом из Венесуэлы, учился в Лондоне на финансиста, а затем решил стать звукорежиссером. В Москве он оказался, влюбившись в русскую девушку. Последние пять лет Леонардо работает в команде DTH Studios, и тут пригодились его навыки финансиста. Леонардо самостоятельно разработал для студии систему автоматизации финучета. Система работает по образцу «1С: Бухгалтерия», но кастомизирована под специфику деятельности.

«Мы больше фанатики, чем бизнесмены. Заработать денег не первая цель для нас. Нам важнее профессиональный рост и удовлетворение своих творческих амбиций» — говорит Андрей.

В последние годы DTH Studios работает в прибыль. Сказались несколько факторов: докупка более качественного оборудования, профессиональный рост команды и закономерное повышение ценника.

В прошлом году прибыль компании выросла более, чем в 2 раза до 667,3 тыс. рублей с 289,6 тыс. рублей в 2017 году.

За 2019 год ребята ожидают также двукратный рост прибыли. Большую часть денег они направляют на развитие студии и дооснащение. Ведь качественное оборудование для звукозаписи — дорогое удовольствие.

Почему нельзя записать качественный трек на коленке

Дороговизна процесса звукозаписи складывается из нескольких составляющих. Самые главные расходы связаны с помещением. В жилой комнате сделать хорошую запись даже на самой лучшей аппаратуре практически невозможно.

Важной статьей расходов также является микрофоны. Как кисти художника, микрофоны имеют разные характеристики и лучше реагируют на различные частоты. Поэтому на студии нужно иметь целый парк микрофонов. Стоимость одного качественного микрофона начинается от 30 тыс. рублей и уходит в бесконечность.

В цепочке звукозаписи важной деталью также являются и преампы(от английского preamp, предварительные усилители или предусилители звука). Хороший преамп не просто усиливает звук в момент записи, но и придает ему определенный окрас, характер, тем самым делая звучание голоса или инструмента теплее и приятнее для человеческого уха.

Специальная поверхность на стенах для равномерного отражения и поглощения звука

Цифровой звук стерилен, а в природе мы никогда не слышим идеально чистых звуков. Как и цифровое видео, которое часто стилизуют под пленку, цифровые звуки стараются сделать более живыми, теплыми, привычными для человека.

Еще одним элементом процесса записи являются конверторы— устройства, которые преобразуют аналоговый сигнал (тот звук, который приходит на микрофон) в цифровой (звук, который поступает на компьютер). Чтобы сигнал преобразовывался корректно и без искажений, конвертор должен быть качественным.

И, конечно, необходимы мощные компьютеры, способные потянуть тяжеловесные программы.

Как компания, DTH Studios пока не привлекала финансирование. А вот ее совладельцам приходилось брать кредитыкак частным лицам, чтобы проинвестировать закупку оборудования. Рекламой и маркетингом студии ребята практически не занимались, полагаясь на сарафанное радио.

Несмотря на повышение цен, очередь на запись расписана на месяц вперед. Сейчас у DTH Studios два полноценных помещения под звукозапись и одна комната для более мелких работ, например, для записи вокала.

От хард-рока к инди-попу

«В современной России, к сожалению, пока не сложилась качественная система обучения звукорежиссуре. В западных странах, например, США и Великобритании, есть много крутых школ. Но там и история музыкальной индустрии намного дольше.

Сейчас существует масса возможностей для самообразования: видео-уроки, мастер-классы. Однако все это не работает в отрыве от практики. «В звукорежиссуре недостаточно прочитать учебник, важно еще и услышать то, о чем там написано. И добиться этого можно только часами работы», — рассказывает Андрей Ганкин.

Когда ребята только начинали, основными клиентами студии были их друзья и знакомые из рок-тусовки. Все они играли тяжелую музыку: металл, хардкор, панк-рок, но вместе с «взрослением» студии, менялась и стилистика.

«У нас остаются клиенты, которые пишут тяжелую музыку, но сегодня их процентов 20−30%. Пожалуй, самым популярным жанром стал инди-рок. Изначально наша студия называлась ‘Destroy the humanity Studios’. Но когда мы поняли, что наша аудитория уже стала более „легкой“, решили сократить название до аббревиатуры», — рассказывает Андрей Ганкин.

Большинство клиентов студии — это группы, которые играют давно и являются профессионалами, однако не стали мейнстримовыми артистами в силу специфичности, жанровости своей музыки.

«Чаще всего те, кто приходит к нам писаться, горят музыкой. У кого-то из этих людей есть альтернативные источники заработка, например, проектная или постоянная работа. Но музыка является для них той отдушиной, которой они отдают свое свободное время», — говорит Андрей.

Ребята из команды студии также продолжают развиваться как музыканты, участвуя в группах «разной степени тяжести».

Сегодня DTH Studiosзаняла свою нишу, сочетая хорошее качество и умеренный ценник. «Не скромно скажу, что сегодня мы не чувствуем конкуренции на рынке в нашем ценовом сегменте. Существует много студий с более дешевым ценником, но они сильно уступают нам в качестве. Есть также студии, более оснащенные чем мы, но их услуги значительно более дорогие. Полуандеграундные артисты уже не могут себе это позволить», — рассказывает Андрей Ганкин.

Мы в социальных сетях

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006№ 152-ФЗ «О персональных данных» я, действуя по своей воле и в своем интересе, даю свое согласие АО «Райффайзенбанк», имеющему свое местоположение по адресу: 129 090, г. Москва, улица Троицкая, дом 17, строение 1, на обработку (любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение) моих персональных данных, а именно: фамилия, имя, отчество, адрес электронной почты, в целях направления АО «Райффайзенбанк» на указанный мной адрес электронной почты информационных рассылок, предоставления мне возможности комментирования материалов, размещенных на сайте raiffeisen-media.ru.

Обработка указанных в настоящем согласии моих персональных данных осуществляется АО «Райффайзенбанк» в объеме, который необходим для достижения каждой из вышеперечисленных целей с применением следующих основных способов (но, не ограничиваясь ими): хранение, запись на электронные носители и их хранение, составление перечней, маркировка.

Настоящее согласие действует до момента его отзыва мной в порядке, предусмотренном ниже. Настоящее согласие может быть отозвано мной в любое время на основании моего письменного заявления.