Каждый год обещаю семье, что больше не буду учиться

Наталья Сердюченко

Между гуманитарием и физиком

Наташа всегда мечтала быть хирургом. Благодаря маме, которая работала в больнице, в старших классах Наташа приходила в операционную и разве что не совала нос в разрезанный живот. Студенты медвузов падали в обморок, а она следила за каждым движением хирургов и медсестер. Врачом Наташа не стала, но помогать людям не расхотела. Хотя поиски призвания заняли какое-то время.
Наташа закончила физико-технический факультет по специальности «Инженерное дело в медико-биологической практике». Как-то на четвертом курсе преподаватель социологии на вопрос Наташи «Зачем мне ваш предмет? Я же физик!» ответила: «Сердюченко, запомни: ты будешь работать с людьми. Профессия у тебя будет гуманитарная». Так и получилось: по профессии она ни дня не работала. Но путь начался немного дальше от конечной цели, чем предполагал преподаватель. Карьера стартовала в IT, в тестировании программного обеспечения в сфере телеком. Наташа работала с такими компаниями, как Motorola и Sony Ericsson. Позже ее позвали в Huawei, и тоже в тестирование. А потом случился Райффайзен Банк, тоже в части IT. Но именно здесь Наташа позже начала заниматься программой по работе с идеями сотрудников. Техническое образование помогло ей развить системное мышление и аналитические способности. Оглядываясь назад, другое бы не выбрала, признаётся она. Но гуманитарная часть окончательно победила.

Всё возможно

Впрочем, не будь предыдущего опыта, не было бы и возможности взяться за эту программу. Всю свою карьеру она занималась тем, что строила работающие процессы. «Подумаешь, еще один процесс построить», — размышляла она в начале программы. Всё оказалось чуть сложнее. Но здесь ей помог опыт работы с китайскими коллегами. «Наташа, impossible означает I’m possible. Нет ничего, на что мы не способны», — говорил ей руководитель-китаец. Урок был выучен на отлично.

Творческий процесс — это тоже процесс

В 2015 году Наташа зашла в темный лес работы над идеями сотрудников. «Я не знала, что нужно делать, но что-то делать было нужно. Я никогда не была связана с этой темой. И, честно, даже работая в банке, не знала, что у нас такое есть». Наташа признаётся, что была очень далека от креативного мышления. Но как выяснилось, это тренируемый навык. А творческий процесс — всего лишь процесс, не нужно сидеть и ждать вдохновения. Постепенно стало понятно, как развивать процесс, появились обучающие мероприятия, коллаборации с креативными школами и дискуссионный клуб. Процесс по работе с идеями превратился в программу по развитию творческого потенциала сотрудников. Всем этим Наташа гордится.
А еще она гордится программой развития креативного мышления у подростков, которую неожиданно для себя начала в 2019 году с внеклассного урока в школе сына. «После урока ребята подошли и надавали мне кучу конфет и шоколадок — вот оно, признание. А вечером стали писать родители с вопросом: „Когда следующие занятия?“». Так и завертелось. Проект до сих пор живет.
«Я четыре года наблюдала, как у детей меняется мышление, как они по-другому смотрят на вещи и четко понимают, что проблема — это только задача, которую можно решить. Приятно осознавать, что я к этому причастна. Если хотя бы один из них станет как Стив Джобс или лучше, я буду очень гордой бабушкой на пенсии»

Верность работодателю

Райф — третья компания в карьере Наташи. Менять работу, прыгать с места на место — не ее история. «Сначала в тебя вкладывается компания, и только потом, через год-два, начинаешь что-то отдавать взамен». Наташа уверена, что за более короткий срок невозможно глубоко погрузиться во все процессы и принести реальную пользу. Хорошо, но ведь так легко устать. Секрет простой: нужно, чтобы задачи постоянно менялись, как и способы их решения, и чтобы никакой рутины. А еще для Наташи очень важна ее команда, на построение которой также потребовалось время.

Как строить эффективные команды:

  • Быть эффективным самому: какой лидер, такая и команда.
  • Найти правильных людей, с которыми у вас мэтч и которые разделяют общие ценности и понимают, для чего они ходят на работу.
  • Дать людям ресурсы в виде времени, знаний, инструментов для выполнения задач.
  • Доверять им и давать право на ошибки.
  • Уважать их и поддерживать теплые отношения. Я сильно верю в практику благодарности и считаю, что у сотрудника появляются крылья, когда его благодаришь.

«Свободного времени у меня нет»

Каждый год Наташа дает семье обещание больше не учиться. И каждый год его проваливает. Во-первых, вокруг много всего нового и интересного. А во-вторых, хочется постоянно расти самой и развивать свою команду и программу. Помимо профессиональных программ, она занимается немецким языком и фортепиано. Процесс идет небыстро, но она шутит, что когда-нибудь будет играть на фортепиано и петь на немецком языке.
Наташа — человек результата, но старается потихоньку полюбить и сам процесс. Получается тяжело. Единственный процесс ради самого процесса, в который она погружается с удовольствием, — сервировка: переставление с места на место стаканов, тарелок, приборов, смена текстиля. Что-то сродни медитации. От ментального перегруза спасают горы Кавказа, место, где голова очищается от мыслей. Потому что единственная задача там — не свалиться в пропасть.

Человек-план

«Очень люблю всё планировать. Раньше у меня всё было расписано на пять лет вперед, я знала, как всё будет. Сейчас горизонт планирования очень сильно сократился, мир стал слишком нестабильным и непредсказуемым. А возможно, и мое мышление теперь более гибкое». Наташа — человек-план и максимально самоорганизованный человек. Именно это позволяет ей всё успевать.
идеи
команда
обучение
Поделиться