Мой идеал — человек эпохи Возрождения

Антон Ширшаков
Антон Ширшаков увлекается литературой и философией, занимается боксом и играет на электрогитаре. Знает секреты менеджмента и делового общения в Азии, Европе и на Ближнем Востоке, но жить предпочитает в Москве: здесь семья, друзья и любимая работа.
Москвичом стал недавно, большую часть жизни провёл в ближайшем Подмосковье. Родился в Химках. Мама — преподаватель математики, а отец прошел путь от инженера в конструкторском бюро до генерального конструктора крупнейшего космического предприятия. Родители поддерживали все увлечения сына: спорт, музыка, компьютеры, книги.
Антона привлекали экстремальные активности и спортивная субкультура. Катался на советской версии сноуборда — пластиковой лыже с привязанной к её носу верёвкой. В студенчестве этот интерес перерос в увлечение современным сноубордом.
В старших классах увлекся стритболом. Свободное время проводил на площадке и старался составить достойную конкуренцию взрослым игрокам из профессиональных баскетбольных клубов.
В 6 классе выиграл локальные соревнования по агрессивным роликам в рампе и получил приз — аудиомагнитофон. Впрочем, таким подарком его было не удивить. Ещё раньше отец привез из заграничной командировки неслыханную по тем временам роскошь — двухкассетный магнитофон и гору музыки к нему. Благодаря этому уже в дошкольном возрасте Антон часами гонял Pink Floyd, Dire Straits, Beatles и Status Quo.
С 12 лет прокачивал навыки программиста — сразу, как дома появился компьютер. Открыл для себя игры, больше всего любил шутер Half-Life. Правда, у родителей не было возможности делать апгрейд компьютера, чтобы он тянул последние игрушки. И сейчас Антон считает, что это сыграло на руку, поскольку приходилось выкручиваться самому — разбираться, как разогнать процессор, и создавать свои модификации к любимым играм. Так он научился программировать и моделировать персонажей с помощью редактора 3D Studio Max.
Все детство очень много читал. От бабушки достались две огромные полки, набитые книгами. Ему нравились классические американские авторы XX века: Драйзер, Стейнбек и Фолкнер, Капоте и Сэлинджер, Керуак и Хемингуэй. Подростком полюбил стихи, в том числе французских символистов — Артюра Рэмбо, Поля Верлена и Шарля Бодлера. Бунтарская, по-юношески резкая поэзия воспроизводила жизнь как поток ощущений: напор эмоций в буйстве метафор.
Одним из любимых литературных героев стал Сирано де Бержерак из произведения Эдмона Ростана — смелый памфлетист и драматург, обладающий природным умом и независимым нравом.
Все эти классические авторы — рок-н-рольщики своего времени. А Сирано де Бержерак — выдающийся, как сейчас бы сказали, баттл-рэпер. У него есть очень крутые панчлайны, вроде: «Я выбрал путь себе кратчайший и прямой. — Какой же? — Быть самим собой».

Люди vs Компьютеры

Несмотря на гуманитарные склонности, Антон Ширшаков поступил в Московский авиационный университет, на факультет систем управления, информатику и электроэнергетику. В эти годы проявилась тяга к организаторской деятельности. «Если нужно было спродюсировать какое-нибудь мероприятие или небольшой проект, то это давалось с легкостью». Например, на 3 курсе в качестве подработки создавал сайты для медицинских клиник. В какой-то момент спрос начал превышать предложение, и понадобилось собрать команду ребят-разработчиков, чтобы самому общаться с клиентами, принимать заказы, распределять задачи. И хотя Антон ещё не успел погрузиться в тонкости понятия «управление проектами», всё получалось с первого раза.
На последнем курсе устроился работать программистом в конструкторское бюро, где ему доверяли писать код для обработки телеметрии, поступающей с космического аппарата. Получив диплом, работал в телекоммуникационных компаниях инженером технической поддержки и администратором баз данных. Но быстро понял, что работать с людьми ему нравится больше, чем с компьютерами, и загорелся управлением проектами.
Штудировал ночами PMBOK (свод знаний для работы в проектном менеджменте), вникал в различные стандарты и ждал случая, чтобы применить навыки на практике. Подходящий момент представился довольно быстро: длительная командировка в Ченнай — шестой по величине город Индии. Для Антона эта была еще и первая поездка за границу, не считая СНГ. Российская телекоммуникационная компания внедряла биллинговую систему для пан-индийского оператора. Антон работал в российской компании инженером, но в командировке еще дополнительно менторил стажёров, выпускников местного вуза, в качестве лидера-наставника. После возвращения в Россию быстро занял позицию руководителя отдела техподдержки.

Противоречивая Япония

Далее была другая международная фирма — разработчик IT-систем для поставщиков услуг связи по всему миру. Там он уже официально работал руководителем проектов, став одним из самых молодых project-менеджеров в компании.
Традиционный телеком понемногу стагнировал, и появилась мысль заменить дорогостоящие серверы на более дешевые, а специфические свойства, характерные для дорогой техники, виртуализировать. То есть написать программы и развернуть их на новых серверах. Идею компания воплощала совместно с японским лидером мировой электроники.
Антон провёл в Японии совокупно полтора года. По его словам, здесь невероятно точно работает отсылка к фильму «Трудности перевода» с Биллом Мюрреем — меланхоличной комедии о чувстве одиночества и недосказанности. Японцы всегда формально вежливы, но с ними невозможно поговорить о внутренних переживаниях. Они всё держат в себе, из-за этого постоянно возникает ощущение светлой тоски и отстранённости.
Особенно удивительным оказалось стремление японцев доводить до идеала абсолютно любую вещь.
Мы создали MVP — раннюю версию продукта для тестирования на первых потребителях. И вместо того, чтобы запускать пресейл, нас попросили обеспечить zero bug quality, то есть отсутствие каких-либо функциональных или системных ошибок в коде программы. Мы были в шоке, потому что с точки зрения бизнеса это абсолютно нерентабельно. Но достижение высочайшего качества продукта — их особенность и сильная сторона.
Японцы не уходят домой раньше босса. Антон приходил в офис к 8 утра и работал до 11 вечера, а потом ещё до часа ночи взаимодействовал с московскими коллегами. И так каждый день.
Иностранцам очень сложно налаживать с японцами дружбу и личные отношения. Антону в этом смысле повезло: ему попались коллеги, которым было интересно общаться и поддерживать связь даже после завершения проекта. Среди партнёров оказались и те, кто не боялся менять работу, вопреки укоренившейся традиции пожизненного найма. Впрочем, его ситуация, скорее, исключение, подтверждающее общее правило.
Сам Антон, в свою очередь, удивил коллег-японцев как очень молодой руководитель. Они подхихикивали, узнав про его тогдашний возраст — 25 лет, особенно когда под его проектное управление перешёл местный 45-летний ассистент менеджера.

Кайдзен и гемба

Работа в Японии дала возможность проверить, как в производстве работает философия кайдзен и насколько эффективен гемба-менеджмент.
Философия кайдзен предполагает стремление к совершенству, повышение личной эффективности, в бизнесе — постоянное улучшение процессов, снижение потерь и рост производительности. Этот подход ещё называют управлением складскими остатками: чем меньше у тебя на складе коробок, тем ты успешнее. Важно, чтобы все идеи проходили проверку на практике как можно быстрее, с наименьшими затратами. «Чем активнее мы придумываем и проверяем, тем больше полезных данных получаем и быстрее находим то, что взлетит».
Принцип гемба — важная часть философии кайдзен. Гемба на японском означает «место действия», а сам подход представляет собой управление, при котором руководители буквально идут «в поля». «Как говорят японцы, не видел собственными глазами — не знаешь». Иногда разработчики хуже пишут код просто потому, что им поставили новые неудобные стулья. Чтобы не упустить такие детали, в Японии менеджмент сидит вместе с подчинёнными. Но главное — это эмпатия, реальные человеческие истории, считает Антон Ширшаков. Это ключ к созданию продукта, который будет удовлетворять не только явные, но и скрытые потребности клиента и пользователя.

Как использовать принципы гемба в жизни:

— Выбирайтесь из офиса, общайтесь с потребителями и клиентами. Вы сэкономите кучу времени, обнаружите нужные детали, которых не хватало для полноты картины, сформулируете новые гипотезы;
 
— Постоянно ускоряйтесь. Не бойтесь неудач. Старайтесь провалиться как можно быстрее (fail fast), чтобы снизить издержки. Провал весьма условен, потому что так или иначе вы получите знания как прочную основу для будущих проектов. Либо всё получится, и ваша идея сразу взлетит.

ОАЭ — дело тонкое

Японский продукт взлетел, и компания начала внедрение разработки по всему миру. Так Антон оказался в командировке в ОАЭ, где реализовал свой последний большой проект в телеком-индустрии. В сотрудничестве с национальным интернет-провайдером занимались интеграцией новых программ и строительством дата-центра.
Партнёры из Арабских Эмиратов считаются одними из самых сложных в плане сотрудничества: часто требуют невозможного и работают в рамках жёсткой иерархии. В этих условиях Антон приобрёл опыт переговоров и погрузился в этические и культурные особенности бизнес-среды. «Здесь слово, данное партнерам, значит гораздо больше формальной подписи».
Правда, договориться ещё надо суметь. Однажды Антон приехал на подписание уже согласованного договора, а ему внезапно предложили утвердить совершенно новые условия. Пришлось продолжать переговоры и искать других людей, принимающих решение в сложной иерархической цепочке. «Это был целый квест».
Торговля — основа арабской культуры. Даже если сроки реализации проекта кажутся им приемлемыми, они всё равно будут торговаться и просить вас вместо 2 месяцев закрыть задачу за 2 дня. Эту особенность нужно учитывать при переговорах.
В ОАЭ Антон научился правильной организации стейкхолдер-менеджмента и нестандартным подходам ведения дел. Ему иногда задавали провокационные вопросы, от реакции на которые зависел успех дальнейшего общения. Здесь важно было сохранять такт и выдержку, рассказывает Антон. Или возникали просьбы личного характера, после которых бизнес шёл в гору.

Всё для людей

Вернувшись из Эмиратов, Антон Ширшаков сменил вектор развития карьеры и перешёл в Райффайзен Банк. Первой причиной стало желание работать на b2c-рынке, делать что-то полезное для конечных потребителей. «Я потратил в жизни кучу времени и нервов, чтобы оптимизировать техническую базу и сократить издержки компании, но для потребителя ничего не менялось: как был роутер, так тот же роутер и оставался».
Вторая причина — реальная, а не декларируемая культура гибких практик разработки. Супруга, которая на тот момент работала в Райффайзен Банке, рассказала, что в организации внедрялись Agile-методологии, в частности Scrum. Антон сходил на собеседование и убедился, что в банке действительно верят в эти подходы, стремятся сформировать более горизонтальную структуру и дать командам максимум полномочий и возможностей для развития.
Подходящей вакансии в рознице на тот момент не оказалось, и Антон начал с привычной роли project-менеджера в проектном офисе. Реализовал проекты фактически для всех юнитов банка и таким образом вник во все аспекты бизнеса и работы организации, «поработал с большим количеством потрясающих людей». Одним из крупных проектов стала цифровая платформа корпоративного бизнеса — Digital Guarantee Platform. Антону с командой удалось автоматизировать внутрибанковский процесс выпуска банковских гарантий.
Через пару лет перешел на позицию продуктового менеджера в мобильное приложение для физлиц, а затем сосредоточился на оптимизации переводов и платежей. Сейчас развивает сеть устройств самообслуживания, сделав этот переход во многом благодаря интересу к фиджитал.
Проекты на стыке двух «миров» — новое для него измерение. Банкомат четырьмя ногами — в физическом мире, а «головой» — в цифровом. Тут идеально работают приемы, которым он научился в Токио: можно реализовывать практику «гемба» и развивать себя как прогрессивного лидера.
Он убежден, что авторитарные подходы не работают, когда нужно сделать что-нибудь выдающееся. Главный постулат получил от своего отца: обеспечь условия и не мешай работать. Своей миссией видит создание команды партнеров по бизнесу.
Ключ к успеху — запуск эмпатии у команды. Если понимаешь, что не просто пишешь интеграционную спеку (инструкцию по внедрению продукта), а решаешь конкретную насущную проблему людей, то это игра совсем на ином уровне, абсолютно другая отдача и другой интерес.
Настольная книга Антона Ширшакова — «Inspired» («Вдохновлённые») Марти Кагана, «букварь» продакт-менеджмента, квинтэссенция всего того, чему он научился за свою карьеру, те подходы, которые применяет в работе.

Бокс — это шахматы

Помимо профессиональной литературы, сейчас читает философские труды. Как объект исследования ему интересны работы постмодернистов: Жан Бодрийяр, Ги Дебор, Бён Чхоль-Хан. А по духу близок стоицизм. Это, помимо прочего, хорошие практики самопомощи, которые помогают справляться со стрессом и сложными жизненными ситуациями. В качестве полезного совета цитирует древнегреческого философа Эпиктета: «Мудрый человек не сожалеет о том, чего нет, но радуется настоящему». Или: «Если хочешь учиться, будь готов считаться дураком и тупицей».
В свободное время Антон старается как можно больше времени проводить с женой и маленькой дочкой. Шутит, что их общий идеал — человек эпохи Возрождения, стремящийся к удовольствиям и самосовершенствованию. Поэтому совершенно непринудительно, по желанию двухлетней Вари, ходят в детский клуб, игровые комнаты и даже на гимнастику.
Сам Антон уже много лет занимается боксом. «По большому счёту бокс — это шахматы. Там надо много думать и быстро принимать решения». Кроме того, он считается технически и координационно одним из самых сложных видов спорта, и эта сложность подкупает. На соревнованиях Антон не выступает — вполне хватает дружеских спаррингов. Объяснение простое: не нравится бить людей, гораздо интереснее отрабатывать стратегию защиты.
С 16 лет играет на гитаре. В свободную минуту достаёт свой Les Paul, чтобы погрузиться в джаз или блюз. После пандемии решил закончить профессиональные курсы — была мечта исполнять любимую музыку осмысленно, а не по наитию. «Хочешь достичь совершенства — повтори аккорд 10 000 раз. В конечном счёте это своеобразная медитация».
литература
путешествия
развитие
Поделиться