Предпочитаю тратить энергию на созидание, а не на контроль

Эльвира Емец

Сибирячка и северянка

Эльвира родилась в Новосибирске в семье военного. Когда ей было 4 года, папу перевели на службу в небольшой гарнизон на Кольском полуострове. Катание на лыжах, походы за грибами, прогулки по тундре — вот обязательный список развлечений маленькой Эльвиры.
«Кинотеатров и ресторанов не было, ходить, кроме как друг к другу в гости, было некуда, но это было очень весело! Мы не просто собирались с друзьями, а организовывали целые постановки. Мама придумывала сценарии, я помогала готовить декорации и костюмы».
Как мы знаем, мальчики должны ходить в спортивные секции, а девочки — на фортепиано, поэтому Эльвиру в 8 лет отдали в музыкальную школу. Родители были настойчивы в своем желании сделать из дочери пианистку, поэтому для девочки уроки фортепиано превратились в пытку. Сейчас Эльвира об этом не жалеет: годы учебы привили ей любовь к классической музыке и ее понимание.

От модельера к генетику

Семья вернулась в Новосибирск, где Эльвира училась в старших классах. Она мечтала стать модельером, занималась рисованием, думала, в какой вуз поступать. Но всё изменилось в тот день, когда на общем курсе биологии начался крошечный раздел «Генетика». С этого момента все мысли Эльвиры были только о том, как стать генетиком.
Можно было стать генетиком-теоретиком или селекционером. Эльвире больше нравилась практическая генетика, поэтому она поступила в Новосибирский государственный аграрный университет на селекционера растений. Селекция — это работа не только в лаборатории, но и в поле, в прямом смысле этого слова. Трудности учебы отрезвили, но Эльвире было интересно учиться и желание развиваться в профессии не пропало. Первое место работы — Институт растениеводства и селекции, где Эльвира занималась селекцией растений, устойчивых к вирусным заболеваниям.

От генетика к финансисту

Начало 90-х в России было сложным временем для науки, начались проблемы с финансированием. Нужно было зарабатывать на жизнь, воспитывать двух дочек. В банк Эльвира попала случайно, просто искала такую работу, чтобы платили зарплату, желательно каждый месяц. В это время коммерческие банки только появлялись и специалистов с финансовым образованием не было, в лучшем случае с экономическим. Было ясно: нужно учиться. Первым, что попалось, был недельный курс «Международные курсы в коммерческих банках».
«На курсе я ничего не понимала, но честно отходила на все занятия. После этого мне дали бумагу. С печатью. До сих пор ее храню. Поскольку у других такой бумаги не было, то меня взяли на работу. Забавно, я занималась получением валютной лицензии для недавно созданного банка. Мне пришлось погружаться в совершенно другую сферу, а знаний не было. Но знаний не было ни у кого, было много таких, как я. Но вот я как-то справилась».
Эльвира поняла, что нужно изучать новую сферу уже всерьез. Тогда не было учебников, посвященных банковскому делу. Она читала переводы иностранных статей, но большую часть знаний и навыков получила через практику: методом проб и ошибок. В то время ЦБ РФ выстраивал новую систему регулирования банковской деятельности. Правила и требования менялись: сначала «бежим» в одну сторону, потом — в другую, немалую часть работы занимало переделывание уже сделанного. Здесь Эльвире пригодилось терпение научного работника.
Первым настоящим управленческим опытом Эльвира считает должность руководителя отделения по работе с клиентами. Самым сложным оказалось… принять людей такими, какие они есть. Для начинающих руководителей с их максимализмом это трудно. Но со временем к Эльвире пришло осознание, что она не должна перекраивать сотрудников под себя, а должна использовать их сильные качества для решения поставленных задач. Люди разные — разные плюсы, это как подобрать правильную формулу.
Эльвира поняла, что свяжет жизнь с банковской сферой: появились профессиональные амбиции, стремление к карьерному росту и развитию. И расти получалось. Одну должность она вспоминает с особой теплотой.
«Сначала я стала руководителем просто отделения, потом руководителем очень большого отделения в Академгородке. Наши клиенты — ученые, что мне было близко. Мы с ними говорили на одном языке, сроднились. На этой позиции мне было очень хорошо. Когда мне предложили возглавить весь Новосибирск, то я долго сомневалась. Согласилась с таким условием, что останусь руководителем любимого офиса в Академгородке. Через полгода я поняла, что невозможно усидеть на двух стульях, нужно уметь отпускать, и переключилась на верхнеуровневые задачи. Довольно быстро я стала заместителем управляющего по розничному бизнесу макрорегиона Сибирь».

Место созидания

На собеседование в Райффайзен Банк Эльвира пришла из любопытства, работу менять она не собиралась.
«Я шла на собеседование посмотреть, как у других, а вышла с мыслью, что мечтаю тут работать! Анна Тихонова, директор регионального центра, с такой искренностью и невероятной любовью рассказывала о работе, о корпоративных ценностях, об атмосфере открытости в Райффайзен Банке, что я не смогла устоять».
Эльвира пришла в Райффайзен Банк руководителем розницы регионального центра и сразу поняла, что работа здесь будет иной. В других банках управление строилось на контроле и четкой дистанции между головным офисом и регионами. Руководство контролировало Эльвиру, Эльвира контролировала подчиненных. Бизнес-ритмы строились по принципу «контроль — отчет» вне зависимости от масштаба задачи. И до Райффайзен Банка это казалось нормой. Как в порядке вещей было каждый день что-то кому-то доказывать, что-то отстаивать, с кем-то спорить… Здесь Эльвира выдохнула: процессы выстроены, регламенты актуальны, каждый знает, что, как и когда ему делать, нет лишнего формализма и чинопочитания.
«В какой-то момент работы я даже подумала: „А мне-то, руководителю, что делать?“ Работа выстроена, подчиненные знают свои задачи. И тогда ту энергию, которую в других банках я тратила на контроль, стала тратить на созидание: на выстраивание сотрудничества в команде, на поиск новых возможностей и решений».
Увлеченная новыми возможностями, Эльвира по-другому стала и оценивать кандидатов. Она искала таких, у которых есть какое-то стремление, мотивация, кто готов делать чуть больше, чем выполнять формальные обязанности, и готов учиться: «За годы работы я очень хорошо научилась понимать людей. Разных. Я умею смотреть на проблему с позиции другого человека. И это сильно помогает мне, как руководителю, найти единомышленников в команду».
В 2019 году Эльвира заняла должность директора Сибирско-Уральского макрорегиона Райффайзен Банка. Задачи стали сложнее, ответственности — больше. В это время формируется мечта: создать суперкоманду, выстроенную на взаимопонимании, видении общих целей и инициативности.

Жена — мама — руководитель

У Эльвиры с мужем две взрослые дочери. У старшей свой бизнес в Лондоне, там же она получает дополнительное высшее образование. Младшая работает в консалтинговой компании в Сиднее, занимается вопросами ESG. И обе они по специальности математики — выпускницы Новосибирского государственного университета.
«Тогда не принято было заморачиваться с балансом работы и личной жизни. Если работаешь „по полной программе“ — молодец. Я работала по полной, поэтому была очень занятой мамой. Мой принцип воспитания был простым: хочешь что-то делать — делай, не хочешь — не делай. Дочери занимались тем, что было интересно им, поэтому росли самостоятельными, искали что-то свое. И нашли».
Свой принцип воспитания Эльвира применяет и на работе — поощряет самостоятельность, инициативу и проактивность. Выстроенные рабочие процессы позволяют находить баланс между работой и увлечениями: йогой, посещением симфонических концертов и оперы. Недавно Эльвира задумалась, а не вернуться ли к игре на фортепиано…

Правила работы Эльвиры Емец:

  • «Сотрудники не должны быть как я. Думать и делать, как я. Главное, чтобы у нас совпадали ценности».
  • «Я ищу в кандидатах энтузиазм, мотивацию и любопытство, что происходит за рамками их обязанностей».
  • «Прежде чем приступить к какой-то сложной задаче, я думаю над чем-то попроще или о пустяках. Это помогает вывести сложную задачу на периферию внимания до того момента, пока она сформируется в какой-то результат — в концепцию презентации, тезисы, алгоритм действий».
  • «В любой непонятной ситуации — учись».
команда
музыка
семья
Поделиться