Утильсбор — единоразовый платеж при выпуске авто в России и ввозе в страну. Кто платит, как считается по формуле, актуальные ставки и льготы на 2025 год.
Утильсбор на транспортные средства — это налог, который оплачивают производители, импортеры или владельцы транспортных средств, чтобы покрыть расходы на их последующую утилизацию. Этот сбор регулируется российским законодательством и распространяется на спецтехнику (например, сельскохозяйственную и строительную), легковые и грузовые автомобили, автобусы и прицепы.
Утильсбор рассчитывается с учетом двух показателей — коэффициента и базовой ставки. Коэффициент — множитель, который зависит от разных факторов: цели покупки машины за границей (на продажу или для себя), категории, объема двигателя, возраста и массы транспорта. Базовая ставка — это фиксированная сумма, установленная государством. Ее размер варьируется в зависимости от категории транспортного средства:
1 января 2025 года были проиндексированы повышающие коэффициенты, применяемые к базовым ставкам (сами суммы ставок всё так же остаются неизменными: 20 000 ₽, 150 000 ₽ и 172 500 ₽). Повышение размера оплаты на этот раз распространилось в том числе на электромобили и гибриды. Индексацию коэффициентов планируют проводить ежегодно вплоть до 2030 года.
А с 1 декабря 2025-го в силу вступают изменения от 01.11.2025, которые затронут автомобили категории М1: коэффициент будет зависеть теперь не только от объема двигателя, но и от его мощности. Запланированные цифры можно посмотреть в новой редакции Перечня видов и категорий колесных транспортных средств.
| Вид ТС | Коэффициент после 1 октября 2024 года | Коэффициент с 1 января 2025 года | Коэффициент с 1 декабря 2025 года | Размер утильсбора после 1 октября 2024 года | Размер утильсбора с 1 января 2025 года | Размер утильсбора с 1 декабря 2025 года |
| ТС с рабочим объемом двигателя не более 1 000 см³ | 7,51 | 9,01 | 12,4 (до 160 л.с.) – 14,4 (свыше 250 л.с.) | 150 200 ₽ | 180 200 ₽ | 248 000 ₽ – 288 000 ₽ |
| ТС с рабочим объемом двигателя 1 001–2 000 см³ | 27,81 | 33,37 | 33,37 (до 160 л.с.) – 133,4 (свыше 500 л.с.) | 556 200 ₽ | 667 400 ₽ | 667 400 ₽ – 2 668 000 ₽ |
| ТС с рабочим объемом двигателя 2 001–3 000 см³ | 78,14 | 93,77 | 93,77 (до 160 л.с.) – 143,7 (свыше 500 л.с.) | 1 562 800 ₽ | 1 875 400 ₽ | 1 875 400 ₽ – 2 874 000 ₽ |
| ТС с рабочим объемом двигателя 3 001–3 500 см³ | 89,73 | 107,67 | 107,67 (до 160 л.с.) – 174,6 (свыше 500 л.с.) | 1 794 600 ₽ | 2 153 400 ₽ | 2 153 400 ₽ – 2 952 000 ₽ |
| ТС с рабочим объемом двигателя свыше 3 500 см³ | 114,26 | 137,11 | 137,11 (до 160 л.с.) – 190,9 (свыше 500 л.с.) | 2 285 200 ₽ | 2 742 200 ₽ | 2 742 200 ₽ – 3 818 000 ₽ |
| Электромобили и последовательные гибриды | 1,63 | 33,37 | 33,37 (до 80 л.с.), 41,3–152 (свыше 80 л.с.) | 32 600 ₽ | 667 400 ₽ | 667 400 ₽ – 3 040 000 ₽ |
Без оплаты утильсбора поставить автомобиль на учет в ГИБДД и начать его эксплуатацию невозможно. Утильсбор для физических лиц (частных покупателей) зачастую уже включен в цену автомобиля, но есть и исключения. Вот кто должен оплачивать утильсбор на автомобили:
Например, если прошлый хозяин транспортного средства ввозил автомобиль в Россию как вынужденный переселенец, то он был освобожден от оплаты утильсбора. Соответственно, когда другой человек, не имеющий права на льготы (об этом ниже), покупает эту машину и оформляет ее на себя, возникает необходимость уплаты налога.
Сбор взимается только один раз за весь жизненный цикл автомобиля. Если он уже был уплачен одним из предыдущих собственников, то новым владельцам платить не нужно.
Утильсбор рассчитывается по формуле: утилизационный сбор = базовая ставка × коэффициент. Еще могут учитываться такие доплаты, как таможенная пошлина, НДС и акциз, если при ввозе авто они были недоплачены. Эти суммы определяются как разница между фактически уплаченной суммой и расчетной стоимостью по перечню Минпромторга. Если всё было верно оплачено ранее, они будут равны нулю и не будут учитываться при расчетах.
Самый простой способ — воспользоваться онлайн-калькуляторами расчета утилизационного сбора. Туда нужно ввести параметры транспортного средства: стоимость, объем двигателя, возраст и другие. Вот некоторые из калькуляторов:
Российские производители транспортных средств платят налог в Федеральной налоговой службе. Импортеры оплачивают утильсбор при ввозе авто через Федеральную таможенную службу. Реквизиты предоставляются в пунктах таможенного оформления.
Если вы покупаете машину и сбор не был оплачен предыдущим владельцем, то реквизиты можно взять в Федеральной налоговой службе и оплатить налог в отделении банка или онлайн.
По закону об отходах производства и потребления от уплаты утильсбора освобождены:
Также существует льготный утильсбор на автомобили, ввозимые из-за границы для личного использования. В таком случае коэффициент гораздо ниже: 0,17 для транспортных средств младше трех лет и 0,26 для машин старше. Эта «скидка» действует при соблюдении нескольких условий:
| Категория ТС | Новое ТС (младше трех лет) | ТС старше трех лет |
| Электромобили и последовательные гибриды с мощностью двигателя до 80 л.с., ТС с мощностью двигателя до 160 л.с. | 3 400 ₽ (ставка 20 000 ₽ × коэффициент 0,17) | 5 200 ₽ (ставка 20 000 ₽ × коэффициент 0,26) |
Льготный утильсбор для физлиц, ввозящих автомобиль для личного пользования. По новым правилам, действующим с 1 декабря 2025 года, ТС с мощностью двигателя выше 160 л.с. не учитываются — в таких случаях нужно платить коммерческий сбор.
Если вы ввозите машину с целью перепродажи, продаете ее ранее чем через год после ввоза (она будет считаться ввезенной для перепродажи), ввозите вторую машину за год, или покупаете авто мощнее 160 л.с., вам придется оплатить сбор по повышенным коэффициентам.
| Категория ТС | Новое ТС (младше трех лет) | ТС старше трех лет |
| Электромобили, последовательные гибриды | 667 400 ₽ (коэффициент 33,37) | От 1 174 000 ₽ (коэффициент от 58,7) |
| ТС с рабочим объемом двигателя не более 1 000 см³ | 248 000 ₽ (коэффициент от 12,4) | От 460 000 ₽ (коэффициент от 23) |
| ТС с рабочим объемом двигателя 1 001–2 000 см³ | От 667 400 ₽ (коэффициент от 33,37) | От 1 174 000 ₽ (коэффициент от 58,7) |
| ТС с рабочим объемом двигателя 2 001–3 000 см³ | От 1 875 400 ₽ (коэффициент от 93,77) | От 2 839 400 ₽ (коэффициент от 141,97) |
| ТС с рабочим объемом двигателя 3 001–3 500 см³ | От 2 153 400 ₽ (коэффициент от 107,67) | От 3 296 800 ₽ (коэффициент от 164,84) |
| ТС с рабочим объемом двигателя свыше 3 500 см³ | От 2 742 200 ₽ (коэффициент от 137,11) | От 3 604 800 ₽ (коэффициент от 180,24) |
Рост цен на автомобили. Производители и импортеры закладывают размер утилизационного сбора в конечную стоимость автомобиля, соответственно, цены на машины растут. Это особенно заметно в случае грузовой техники и машин с высокой мощностью и большим объемом двигателя, для которых коэффициенты утильсбора значительно выше.
Например, утильсбор для Toyota Land Cruiser Prado 7GR-FKS с объемом двигателя 3,5 литра, мощностью 280 л.с. и возрастом до трех лет составит 20 000 (ставка) × 120 (коэффициент с 01.12.2025) = 2 400 000 ₽. В то время как коэффициент для машин с объемом двигателя 1 001–2 000 см³ и такой же мощностью (280 л.с.) составляет 53,8 — следовательно, сумма утильсбора равна 1 076 000 ₽.
Удорожание ввоза старых машин из-за границы. Для автомобилей старше трёх лет сбор выше, что делает их импорт менее выгодным.
Поддержка отечественного автопрома. Сбор увеличивает затраты для импортеров иностранных марок, что делает российские автомобили более конкурентоспособными.
Запуск зарубежных заводов в России. Одной из целей повышения утильсбора является стимулирование иностранных автопроизводителей к открытию сборочных предприятий на территории России. Это позволит снизить стоимость их автомобилей для местного рынка, создать дополнительные рабочие места и увеличить налоговые поступления в бюджет.
Повышение стоимости автомобилей, в свою очередь, может отразиться на цене такси, аренды и доставки, а также на стоимости страхования, особенно КАСКО, так как она рассчитывается исходя из полной стоимости автомобиля. Например, для машин, ввезенных после 1 октября 2024 года, страховка будет значительно дороже.
Основная цель сбора — финансирование инфраструктуры утилизации транспортных средств и минимизация вредного воздействия на окружающую среду. Это включает в себя снижение уровня выбросов, сокращение опасных отходов и предотвращение накопления устаревших автомобилей, которые могут представлять экологическую угрозу.
Утилизационный сбор при продаже автомобиля вернуть нельзя. Этот сбор является разовым платежом: после его оплаты дальнейшая перепродажа не предполагает возврата этой суммы.
Если транспортное средство освобождено от уплаты сбора, важно:
В случае спорных ситуаций или ошибок в документации рекомендуется обратиться в ФНС или ГИБДД для получения разъяснений и внесения необходимых корректировок.
С 1 марта 2025 года в случае неуплаты утилизационного сбора автомобиль не удастся поставить на учет в ГИБДД: это теперь является основанием для отказа в регистрации транспортного средства, ввезенного физлицом.
После выявления неуплаты ФНС или таможенная служба направит владельцу заказное письмо с требованием оплатить сумму. Если требование проигнорировать, за каждый день просрочки начисляются пени в размере 1/300 действующей ключевой ставки ЦБ. Если с момента получения заказного письма пройдет 20 календарных дней и вы всё еще не оплатите долг, сумма будет взыскана в судебном порядке.
Пени начисляются по формуле: сумма долга × ключевая ставка ÷ 300 (это за один день). Ключевая ставка ЦБ в августе 2025 года находится в районе 18% годовых. Например, если сумма долга — 150 000 ₽: 150 000 × 0,18 ÷ 300 = 90 ₽ в день. То есть за месяц просрочки вам начислятся 2 700 ₽ пени, за три — уже 8 100 ₽, а за год — 32 400 ₽.