Фиджитал-спорт: как соревнуются спортсмены нового поколения

Фиджитал-спорт: как соревнуются спортсмены нового поколения
0
2757

Что такое фиджитал-спорт и зачем он нужен

Фиджитал-спорт — это формат, сочетающий физическую активность (physical) и цифровые навыки (digital). Спортсмены сначала соревнуются в виртуальной игре, а затем повторяют эти дисциплины в реальном мире. К примеру, игроки могут сначала сражаться в игре-шутере на компьютерах, а потом — в тактической стрельбе на реальном полигоне лазертага.

Минспорта России в официальных документах называет этот феномен функционально-цифровым спортом и призывает развивать его в регионах и на международном уровне. Правительство недавно утвердило концепцию развития фиджитал-движения, по которой к 2030 году в стране должно появиться более 300 центров для функционально-цифрового спорта.

Фиджитал-спорт решает проблему цифровой зависимости и возвращает зумеров и поколение Альфа из виртуального мира в физический, верит руководитель соревнований «Игры будущего — 2024» Игорь Столяров. «Киберспортсмены, погружаясь в цифру, забывают о физическом мире, — объяснял он на конгрессе молодых ученых. — Соединение киберспорта с физической активностью — естественное решение проблемы, где профессиональные атлеты находят вторую карьеру в цифре, а геймеры открывают для себя реальный спорт».

Зародившись в России, фиджитал-спорт распространяется и по миру. В мировом фиджитал-комьюнити состоят клубы и команды из Узбекистана, Казахстана, Армении, Китая, Бразилии, Мексики, Аргентины, Колумбии, Гватемалы, США, Ганы, Камеруна, Сербии, Боснии и Герцеговины и других стран.

Разница понятий: фиджитал-спорт и фиджитал технологии для спорта

Поскольку фиджитал-спорт еще очень молод, в терминологии и понятиях есть много разночтений. Иногда в западной практике фиджитал-спортом называют не конкретные соревновательные дисциплины, а современные технологии, которые помогают спортсменам в тренировочном процессе. Например, американская исследовательская компания MarketUS в отчете Global Phygital Sports Market описывает применение технологий дополненной и виртуальной реальности в традиционном спорте:

  • Внедрение системы video assistant referee (VAR) в футболе, по данным FIFA, позволило сократить количество ошибок судей на 99,3%.
  • Использование технологий дополненной реальности (AR) для нового зрительского опыта. Так, во время чемпионата мира по футболу 2022 года приложение FIFA+ Stadium Experience показывало в реальном времени позиции игроков и статистику матча — достаточно было навести камеру смартфона на игровое поле.

Международный олимпийский комитет с 2021 года проводит соревнования, похожие на фиджитал-спорт, но называет их Olympic Esports Series. Их концепция отличается от фиджитал-спорта: это либо классические киберсостязания без физического этапа, либо соревнования реальных спортсменов в виртуальной среде на тренажерах или с помощью VR-технологий. Например, в 2023 году в рамках Olympic Esports Week в Сингапуре МОК проводил соревнования в баскетбольном симуляторе NBA2K23 на игровых консолях, состязания по виртуальному настольному теннису и виртуальному тхэквондо. Реальные спортсмены соревновались в виртуальном дуатлоне: на расположенных на сцене беговых дорожках они бежали дистанцию 750 метров, затем проезжали шесть километров на велотренажере, а затем снова преодолевали 750 метров бегом.

Соревнования по двоеборью на Olympic Esports Week в Сингапуре. Команды по четыре участника (двое мужчин и две женщины) соревнуются на скорость в формате гонки-преследования, чередуя беговую дорожку и велотренажер. Источник: olympics.com

Как появился фиджитал-спорт и кто его развивает

История движения

Фиджитал-спорт в современном понимании (когда киберспорт чередуется с физической активностью) — российское ноу-хау. Первые эксперименты с объединением Counter-Strike и пейнтбольных матчей начались в 2005 году с турнира «Большой бой» в Москве.

Впервые проект международного фиджитал-турнира презентовал вице-премьер Дмитрий Чернышенко в сентябре 2021 года. «Традиционную олимпийскую триаду — тело, волю и разум — предлагается дополнить четвертым компонентом, который уже стал частью нашей жизни, — технологиями. Наша страна всегда стремилась развивать новейшие технологии и активным образом продвигала мировой спорт вперед», — анонсировал он (цитата по ТАСС).

Интерес к фиджитал-спорту в России связывают с успехами отечественных киберспортсменов. Знаковый пример — победа киберкоманды Team Spirit в мировом турнире по Dota 2 в 2021 году с рекордным для киберспорта выигрышем 18,2 млн долларов.

Постепенно количество фиджитал-дисциплин расширялось, и к 2022 году в России уже проводили чемпионаты по фиджитал-автогонкам (игра Assetto Corsa + картинг), единоборствам (Mortal Kombat + бой MMA), футболу (FIFA + мини-футбол), баскетболу (NBA + матч 3×3) и хоккею (NHL 22 + матч 3×3 на льду).

В феврале 2023 года Россия официально признала фиджитал новым видом спорта. Уже в следующем месяце появилась Всероссийская федерация фиджитал-спорта, а к 2024 году открылись 60 филиалов по всей стране. Сейчас государство создает сеть фиджитал-центров, где будут готовить спортсменов для функционально-цифровых видов спорта. Такие центры уже есть в Тюмени, Казани и Кемеровской области.

Мощный старт фиджитал-спорта в России обязан государственной поддержке направления. На первые «Игры будущего» в 2024 году Правительство РФ выделило 5,2 млрд рублей из федерального бюджета. Крупный бизнес поддержал соревнования. По словам организаторов турнира, 10 млн долларов для награждения победителей соревнований собрали партнеры проекта, включая ПАО «Газпром», ОАО РЖД и букмекерскую контору «Лига ставок». Самые большие призовые были в дисциплинах «Газпром фиджитал-футбол» и «Фиджитал-баскетбол со Сбером» — по 1,25 млн долларов. Интернет-холдинг VK был технологическим партнером проекта и разработал платформу для соревнования в реальном и виртуальном мирах.

Соревнования по зимнему картингу в рамках фиджитал-игр в марте 2023 года в Казани. Источник: dspkazan.com

Кто играет

Школьники. В крупных соревнованиях школьники не участвуют, но в таких как «Игры будущего. Наследие» и «Локо Лига» соревнуются команды учеников пятых-шестых классов. В Татарстане есть отдельная Школьная футбольная фиджитал-лига, в которой состоят 32 команды.

Студенты. В студенческой среде фиджитал-спорт получил самое широкое распространение. Помимо самостоятельных команд, состоящих из студентов, при многих вузах есть спортивные клубы и секции по фиджитал-дисциплинам. Некоторые университеты интегрируют их в учебный план и проводят турниры. Так, в Москве есть фиджитал-академия в Сеченовском университете, а в Петербурге — университетский фиджитал-центр в Политехе. Для студентов проходят отдельные соревнования в разных регионах — например, «Московские студенческие фиджитал-игры».

Блогеры. Участвуют в соревнованиях или становятся амбассадорами, чтобы создавать новый для себя контент и расширять аудиторию. Например, блогер Влад А4 был амбассадором «Игр будущего» в Казани, а популярный в игровом сообществе видеоблогер Виталий Вудский (Вудский Дед) — участником команды Phygital Team.

Профессионалы. Профессиональные спортсмены приходят в фиджитал-спорт чаще всего после завершения основной карьеры. Это позволяет им сохранить связь со спортом, заработать, привлекать и обучать молодежь и использовать реальный опыт (тактическое мышление, знание нюансов) в цифровой среде. Например, на играх в Казани в фиджитал-хоккее, помимо киберспортсменов, участвовали реальные титулованные хоккеисты: чемпион ВХЛ Даниэль Насыбуллин, трехкратный обладатель кубка Гагарина Виктор Корняков и другие профессионалы.

Кто организует фиджитал-турниры и как стать участником

Достаточно собрать команду, потренироваться, начать участвовать в соревнованиях и набирать турнирные очки.

В самых массовых чемпионатах уровня Phygital Origins (локальные турниры) и Phygital Rivals (национальный этап) могут соревноваться любительские команды. Такие состязания организуют лиги и ассоциации, входящий во Всемирное фиджитал-сообщество (WPC). Это официальные организации, которые обладают правами на проведение фиджитал-турниров в каждой стране. Зарабатывая рейтинговые очки, команда продвигается по турнирной сетке и получает шанс пройти квалификацию в крупные лиги.

Международные турниры уровня Phygital Contenders и «Игры будущего» курируются организацией Phygital International. Она сотрудничает с WPC, чтобы гарантировать, что на соревнования попадут сильнейшие фиджитал-спортсмены со всего мира.

Соревнования по фиджитал-дисциплинам проводят по всей России и за рубежом. В нашей стране их организуют Всероссийская федерация фиджитал-спорта, региональные администрации, университеты, фиджитал-спортивные объединения и лиги и даже обычные спортивные клубы, которым хочется привлечь молодую аудиторию. Так, организаторы хоккейного турнира «Парни из стали» в Санкт-Петербурге проводят матчи по фиджитал-хоккею. В майском матче сборная «Запад» с игроками из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода и Самары противостояла команде «Восток» с хоккеистами из Омска, Уфы, Екатеринбурга и Челябинска. Участники матча сначала сразились в хоккейном симуляторе, а потом вышли на реальный лед.

Крупнейший чемпионат — «Игры будущего»

«Игры будущего» включают не только фиджитал-дисциплины, где участники поочередно соревнуются в реальной и виртуальной среде (футбол, хоккей, автогонки, скейт и т. д.), но и чистые киберспортивные форматы (скоростное прохождение ретроигр Retro PC и Retro Console), а также технические дисциплины (гонки дронов и битвы роботов).

Первые «Игры будущего» проходили в Казани с 21 февраля по 3 марта 2024 года. В них участвовали более двух тысяч спортсменов (312 команд) из 116 стран. Соревнования в офлайне посетили около 300 тыс. гостей, а трансляции посмотрели в общей сложности 3,2 млрд раз. Общий призовой фонд составлял 10 млн долларов, а самые крупные призы были в соревнованиях по фиджитал-футболу и баскетболу (по 1,25 млн долларов).

Столицей вторых «Игр будущего» станет Абу-Даби. Соревнования пройдут в  выставочном центре ADNEC в столице ОАЭ с 18 по 23 декабря 2025 года. Регистрация и продажа билетов пока не открыта, как и неизвестен полный список дисциплин.

Местом проведения «Игр будущего — 2026» станет Астана. Казахстан обошел в голосовании Перу и Чили, которые также претендовали на организацию игр. По информации Forbes, киберспорт в Казахстане стремительно развивается: с 2018 года в стране прошло более 140 киберспортивных турниров, в которых участвовали свыше 40 тыс. человек.

За право провести «Игры будущего» в 2027 году борются четыре страны: Бразилия, Сербия, Узбекистан и Южная Африка. Каждая страна предложит уникальный микс дисциплин (например, Бразилия сделает ставку на фиджитал-футбол и VR-капоэйру). Окончательное решение будет принято в марте 2026 года.

Как это устроено: механика видов фиджитал-спорта

«Мы вышли на арену и оказались на интерактивном полу из LED-экранов. Для зрителей это невероятное зрелище: каждый момент что-то происходит. Забиваешь бросок — вся площадка становится красной. Тут же видно параметры пульса и нагрузки. Это фантастика!» — описывает впечатления от игры капитан команды по фиджитал-баскетболу Rodina Media Александр Петруненко.

«Сначала игра на приставке, потом сразу на корт — и там такой же драйв, максимум концентрации. Игра закончилась, и через пару минут выходит новая команда. Динамика — это круто!» — рассказывает Петруненко, называя фиджитал идеальным форматом для молодежи с ее клиповым мышлением.

Сам формат соревнования динамичнее обычного: короткие матчи (20–30 минут), небольшая площадка, всего по два игрока от каждой команды. Участники надевают датчики сердцебиения и движения, так что зрители видят, что испытывает спортсмен — стресс, нагрузку или уверенность и спокойствие.

Международный турнир по фиджитал-баскетболу в рамках Фиджитал Игр в Казани. Источник: dspkazan.com

Форматы соревнований

Фиджитал-спорт — молодое направление, и механика проведения соревнований может сильно отличаться в разных странах и дисциплинах. Турниры могут быть жесткими (один проигрыш — и ты вне игры) или более лояльными (даже после поражения есть шанс на победу). Всё зависит от правил конкретного чемпионата. Как правило, организаторы выбирают один из пяти форматов:

  • Олимпийская система. Проиграл матч или серию — выбыл с соревнований.
  • Круговой турнир. Все играют со всеми по очереди один или несколько кругов, а победитель определяется по сумме очков.
  • Швейцарская система. Фиксированное количество раундов. В каждом новом туре участник встречается с соперником своего уровня.
  • Смешанный формат. На разных этапах используют разные системы — например, сначала группы по круговой, потом плей-офф на выбывание.
  • Второй шанс. После первого поражения участник не выбывает, а продолжает состязаться в более слабой группе. Можно проиграть одну игру, но еще побороться за призы.

Два этапа: цифровой и физический

Две составляющих фиджитал-соревнования — цифровая и физическая — могут комбинироваться по-разному.

Последовательное чередование. Чаще всего за виртуальным этапом следует живой: участники сначала соревнуются в цифре, а потом — на стадионе или в зале.

Виртуализация. Однако возможно и слияние двух миров, когда спортсмены бегут, плывут или едут в реальном мире в разных местах, используя датчики движения и пульса, а соревнование происходит в цифровом пространстве. Пример — виртуальные триатлоны, получившие распространение в пандемию. Участники проходят велоэтап на смарт-тренажерах, синхронизированных с виртуальной трассой, беговую дистанцию с трекингом физических показателей и заплыв в бассейне с нательными датчиками движения.

Синхронизация и интерактив. Вдобавок возможны командные стратегии, где часть игроков управляет процессами в видеоигре, а другие выполняют задания на поле, или интерактивный вариант, где зрители могут влиять на условия соревнований через голосование в приложении.

Механика дисциплин

На материалах Руководства по проведению турниров по дисциплинам фиджитал-спорта от Всероссийской федерации фиджитал-спорта рассмотрим, как проходят соревнования:

Фиджитал-футбол

Digital-этап: игра проходит в футбольном симуляторе FIFA (режим VOLTA Football 5×5) на игровой приставке, где по два игрока от каждой команды соревнуются в виртуальном матче.

Physical-этап: команды играют в мини-футбол на реальной площадке с бортами, при этом покрытие и размеры ворот соответствуют digital-этапу.

Общая продолжительность матча Digital + Physical — 40 минут.

Фиджитал-хоккей

Digital-этап: по три участника от каждой команды соревнуются в хоккейном симуляторе NHL 21–24 (режим NHL Threes), подключившись к консолям и играя по сети.

Physical-этап: игроки переходят на ледовую площадку, где продолжают матч по правилам хоккея 3×3 в физической форме, с полным оснащением и в соответствующих условиях для проведения спортивных соревнований.

Продолжительность матча Digital + Physical — 1 час 20 минут.

Фиджитал-баскетбол

Digital-этап: команды играют 2×2 в симуляторе NBA 2K (режим Blacktop) на PlayStation, используя контроллеры, а судьи следят за соблюдением правил.

Physical-этап: участники соревнуются в реальном баскетболе 2×2 на площадке 15×11 м с разметкой для штрафных и двухочковых бросков.

Общее время матча Digital + Physical — 30 минут.

Тактическая стрельба

Сочетает элементы лазертага и популярных тактических видеоигр, таких как Counter-Strike Global Offensive, Counter Strike 2, WARFACE или STANDOFF 2.

Digital-этап: команды по пять человек в каждой соревнуются в выбранной игре на персональных компьютерах в формате тактических боев. На игру на одной карте отводится от 30 до 50 минут.

Physical-этап: команды переходят на арену лазертага площадью до двух тысяч кв. км и сражаются в военно тактической игре с использованием безопасного лазерного оружия и сенсоров, фиксирующих попадания при выстрелах. Этот этап длится от 40 до 50 минут.

Ритм-симулятор (танцы)

Участники повторяют хореографические элементы из игры Just Dance на приставке Nintendo Switch, используя контроллеры Joy-Con для точного отслеживания движений. Очки начисляются в зависимости от того, насколько правильно и синхронно игрок выполняет элементы танца.

Соревнования проходят в несколько этапов: квалификация (группы по четыре человека, один трек, лучший проходит дальше), отбор (группы по три человека, один трек), полуфиналы (дуэли по три трека, система «лучший из трех»). В финале победители полуфиналов танцуют по три трека, побеждает спортсмен, обошедший соперника в двух дуэлях.

Физический этап соревнования по тактической стрельбе в Верхней Пышме в Свердловской области 24 марта 2025 года. Источник: phygitalsport.ru.

Какие технологии используются

IoT-lатчики: скорость, пульс, точность ударов

IoT-датчики в фиджитал-спорте мониторят физическую активность участников, анализируют движения и применяются для управления тренировками и контроля состояния спортсменов.

В тренировках датчики (пульс, GPS, акселерометры) в реальном времени отслеживают нагрузку, технику движений и риск травм. Эти данные помогают тренерам корректировать программы — от силы удара в боксе до траектории перемещений в футболе.

На соревнованиях технологии объединяют цифру и реальность. Пример: в фиджитал-лазертаге VR-этап сразу переходит в бой с умными винтовками, где датчики оценивают точность и скорость реакции. В соревнованиях по фиджитал-баскетболу на экранах транслируются текущие показатели пульса спортсменов, добавляя зрелищности.

VR, MR, AR — виртуальная, смешанная и дополненная реальность

Технологии виртуальной (VR), смешанной (MR) и дополненной (AR) реальности используются в фиджитал-спорте для интеграции цифрового и физического миров.

Виртуальная реальность (VR) полностью погружает спортсменов в виртуальный мир. Применяется везде — от тактических тренировок в любых условиях до соревнований в симуляторах (например, VR-челленджей в шутерах).

Смешанная реальность (MR) интегрирует цифровой мир и физическую активность, позволяет проводить тренировки и соревнования в реальных спортивных сооружениях, а не в смоделированной виртуальной реальности.

Дополненная реальность (AR) добавляет интерактивный элемент в спортивные мероприятия, улучшает визуальную составляющую игры и дает зрителям дополнительную информацию в реальном времени — например, статистику игроков или важных моментов игры.

Соревнования по виртуальному настольному теннису в рамках Olympic Esports Week. Участники пользуются очками виртуальной реальности и контроллерами, имитирующими ракетки. Источник: olympics.com

Специальные арены и оборудование

Для фиджитал-спорта создают гибридные площадки, сочетающие спортзалы и цифровые технологии. Универсальные арены оборудуют VR-зонами для виртуальных симуляторов и реальными игровыми полями с разметкой под конкретные дисциплины — от баскетбола 3×3 до лазертага.

Такие центры часто создают на базе существующих спортобъектов, адаптируя их под фиджитал. Например, обычный спортзал дополняют зоной с проекторами для AR-эффектов или устанавливают датчики на традиционное оборудование.

Фиджитал-решения для традиционного спорта

Каждый вид спорта выбирает свои фиджитал-решения, чтобы точнее оценивать результаты соревнований, эффективнее тренироваться и делать состязания более зрелищными и прибыльными. Вот как это работает в разных дисциплинах:

  • Баскетбол. Применяет mixed reality для тренировок и сенсорные технологии для анализа бросков, развивает интерактивные форматы для болельщиков.
  • Хоккей. Внедряет AR-системы для судейства, использует умные шайбы с датчиками и разрабатывает VR-тренажеры для вратарей.
  • Танцы. Используют технологии машинного зрения motion capture для оценки техники и развивают соревновательные форматы в метавселенных.
  • Автогонки. Лидер по использованию телеметрии, внедряет цифровые двойники для тестирования гоночных болидов, применяет кибер-физические симуляторы.
  • Велоспорт. Активно использует IoT-датчики для мониторинга показателей (пульс, каденс, скорость), применяет AR-навигацию для трековых гонок и смарт-тренажеры с симуляцией поездки по маршрутам популярных велогонок.

Будущее фиджитал-спорта

Рост индустрии, международные проекты

Объем глобального рынка фиджитал-спорта к 2034 году достигнет 13,5 млрд долларов, прогнозирует американская консалтинговая компания MarketUs. Текущий объем рынка она оценивает в скромные 1,55 млрд долларов, а потенциал ежегодного роста — в 24,2%. Исследователи включают в оценку рынка разработку, продвижение и поддержку соревнований, а ключевыми факторами роста называют развитие VR/AR технологий, популярность киберспорта и запрос на иммерсивные развлечения.

Динамика мирового рынка фиджитал-спорта. Источник: исследование MarketUS

«Пока метавселенные и NFT теряют актуальность, спортивные AR-проекты набирают силу. Beat Saber и подобные игры доказывают: цифровые технологии могут мотивировать физическую активность. Даже МОК, ранее отвергавший киберспорт, теперь развивает Esport Series», — прогнозировал руководитель проекта «Игры будущего —  2024» Игорь Столяров.

Главное

  • Фиджитал-спорт — перспективный микс цифровых технологий и физической активности. Получил официальное признание в России и активно развивается при поддержке государства и бизнеса по всему миру.
  • Современные технологии делают функционально-цифровой спорт доступным и зрелищным. Использование VR/AR, IoT-датчиков и умных арен позволяет создавать динамичные соревнования, где виртуальные и реальные этапы дополняют друг друга.
  • Разные аудитории — от школьников до профессионалов. В фиджитал-турнирах участвуют студенты, блогеры, бывшие спортсмены, что делает направление массовым, и их поддерживают крупные корпорации (Газпром, Сбер, VK).
  • Фиджитал-спорт решает важные социальные задачи. Он помогает бороться с цифровой зависимостью, вовлекая молодежь в реальную физическую активность, и открывает новые карьерные возможности для спортсменов и киберспортсменов.
  • Спорт находится на ранней ступени развития и признания. Необходимо развивать инфраструктуру, стандартизировать правила и повышать интерес международного сообщества.
  • Глобальные перспективы. Глобальный рынок технических решений для фиджитал-спорта к 2034 году может достичь 13,5 млрд долларов. Международные турниры проходят в России, ОАЭ и Казахстане, а интерес подогревают зрелищные форматы.

2757
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Статьи от автора
Все
Зачем бизнесу нейросети и как они работают на практике
0
Что такое digital twin и как они помогают бизнесу экономить миллионы
0