

Когда нужны права на питбайк и какой категории (М, A1, A), где можно кататься без прав, со скольких лет разрешено ездить и какие бывают штрафы.
Питбайк — это как мини-мотоцикл: компактный, маневренный и популярный как у подростков и новичков, так и у опытных райдеров, которые используют его для тренировок. В 2025 году на улицах российских городов появилось особенно много питбайков, но их правовой статус в России остается пограничным. Одни модели формально считаются спортивным инвентарем и не допускаются на дороги общего пользования, другие, доведенные до дорожных требований (паспорт транспортного средства (ПТС), фары, зеркала), уже приравниваются к мототранспорту и требуют соответствующей категории водительских прав. В этом материале расскажу, какие права нужны для вождения, можно ли выезжать на питбайке на дорогу и о каких правилах безопасности нельзя забывать.
В российском законодательстве нет отдельного определения питбайка. Это, скорее, технический термин, пришедший из мотоиндустрии. По сути, питбайк — компактный мотоцикл, обычно с объемом двигателя от 50 до 250 см³, созданный для мотокросса. Изначально такие мотоциклы создавались для механиков и гонщиков, чтобы те могли быстро перемещаться по пит-зоне (pit area) во время соревнований и подготовки к ним — отсюда и название. Из-за отсутствия конкретной статьи про питбайки в законе они попадают под определение спортивного инвентаря, что создает правовую неопределенность.
При покупке питбайка в магазине вам должны выдать договор купли-продажи, сервисную книжку и гарантийный талон. Если техника оформлена как транспортное средство, дополнительно предоставляется ПТС — именно он подтверждает, что питбайк можно поставить на учет в ГИБДД и легально выезжать на дороги. При покупке с рук важно проверить подлинность ПТС — сверить серийный номер на раме с документами и пробить историю питбайка через сайт ГИБДД. Если ПТС нет, значит, это спортивный инвентарь.
Если питбайк оформлен как спортивный инвентарь, у него отсутствуют фары, зеркала заднего вида и поворотники, то ездить на нем можно только на специализированных площадках (например, в мотошколах). По дорогам общего пользования (ДОП) и тротуарам ездить нельзя. К слову, ДОП — это не только трасса и городская дорога, лесные и полевые дороги тоже попадают под это определение, так что даже в деревне кататься на таком питбайке нельзя. На него не оформляется ПТС, его не нужно ставить на учет, следовательно, для управления не требуются водительские права. Хотя этот питбайк может быть таким же мощным и быстрым как те, которые являются транспортным средством.
Для езды по дорогам на питбайках (только на тех, которые могут быть зарегистрированы в ГИБДД) требуются права соответствующих категорий (M, A1 или A) в зависимости от технических характеристик:
В августе 2025 года в Госдуме стали обсуждать решение приравнять все питбайки к мопедам (что сделает получение прав обязательным) и пересмотреть их определение как спортинвентаря. Это связано с увеличивающимся количеством травм и смертей детей. С января по июнь 2025 года в ДТП на питбайках погибли 10 детей и 235 получили травмы.
Тип питбайка | Основные технические параметры | Категория прав (при наличии ПТС) | С какого возраста | Цены |
Малокубатурный питбайк; электропитбайк | ДВС до 50 см³ или электродвигатель до 4 кВт; скорость ≈ до 50 км/ч | Категория М | с 16 лет | 40 000–70 000 ₽; электро — 80 000–175 000 ₽ |
Среднекубатурный питбайк; электропитбайк | ДВС 50–125 см³ или электродвигатель 4–11 кВт; скорость ≈ до 100 км/ч | Категория A1 | с 16 лет | 60 000–150 000 ₽; электро — 95 000–415 000 ₽ |
Питбайк повышенной мощности; электропитбайк | ДВС свыше 125 см³ или электродвигатель свыше 11 кВт; скорость ≈ до 140 км/ч | Категория A | с 18 лет | 75 000–180 000 ₽; электро — 500 000–800 000 ₽ |
Закон никак не фиксирует минимальный возраст для управления спортивным питбайком, чаще это рекомендация производителей и тренеров. Рекомендуемый старт — примерно с 9–10 лет. Хотя можно найти и модели мини-питбайков, рассчитанные на возраст 4–8 лет. Но все эти рекомендации — исключительно для езды на мотодромах под присмотром родителей. По городским дорогам можно ездить только с 16 лет и при наличии прав.
Питбайк-спортинвентарь. Если вы едете на таком питбайке по дороге, то на вас могут наложить штраф в размере 5 000−15 000 ₽ — как за езду без водительских прав. Такой же штраф будет и за езду по тротуару. На усмотрение инспекторов питбайк могут забрать на штрафстоянку.
Питбайк — транспортное средство. С питбайками, которые являются транспортным средством, немного проще: есть штраф 500 ₽ за отсутствие водительских прав при себе, штраф 5 000−15 000 ₽ за отсутствие водительских прав вообще (то есть не была получена нужная категория) и штраф 500−800 ₽ за езду на незарегистрированном транспортном средстве.
Детям до 16 лет запрещено ездить по дорогам общего пользования на питбайках. Если ребенка поймает полиция, то его родители могут быть привлечены к ответственности.
Их могут оштрафовать на 30 000 рублей за передачу управления ТС лицу, не имеющему на это права (часть 3 статьи 12.7 КоАП РФ) или на 500–2 000 ₽ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей (статья 5.35 КоАП РФ).
Для законного движения по дорогам питбайк должен соответствовать требованиям: наличие ПТС, регистрации в ГИБДД и обязательных технических деталей (фары, поворотники, зеркала и номер — после регистрации ТС). Большинство питбайков продаются как спортинвентарь, и их невозможно зарегистрировать. Хотя в некоторых источниках пишут, что переоборудовать и поставить на учет можно любой питбайк.
Как указано выше, категории М и A1 можно получить с 16 лет, а категорию A — с 18 лет. При этом категория A автоматически включает в себя A1 и M.
Первый шаг — выбрать автошколу и подходящую программу обучения. Например, в петербургской автошколе «Светофор» курс на категорию A длится около 2,5 месяцев и стоит 26 000 ₽. Обучение на категории M и A1 занимает примерно столько же времени; стоимость — 25 000 ₽ и 26 000 ₽ соответственно.
Обучение включает в себя теоретическую и практическую части, а также внутренний экзамен автошколы. После успешной сдачи вы допускаетесь к экзамену в ГИБДД, который также состоит из двух этапов. Теория — тест на компьютере по билетам на знание правил дорожного движения. Практика — на закрытой площадке (автодроме). Вождение по городу для категорий М, A1 и A не сдают. Если сдать экзамен с первого раза не удалось, повторная попытка возможна через семь дней. После успешной сдачи вы получаете водительское удостоверение соответствующей категории.
Базовый набор:
Рекомендации по безопасности помимо экипировки:
Купили детский питбайк (50 см³): где кататься и что нельзя
Такая модель продается как спортинвентарь — можно кататься только на закрытых площадках, есть специальные трассы, в том числе для детей. У большинства площадок указаны только опции катания с условием аренды питбайка, но много где можно использовать и свой — лучше всего уточнять у компаний напрямую. Например, на площадке «Игора Драйв» под Петербургом за 3 000 ₽ можно покататься на своем питбайке под наблюдением инструктора (75 минут), а в VVMX за 3 600 ₽ можно полноценно потренироваться в течение 2–2,5 часов.
Подростки не должны выезжать на дороги и обязаны надевать полный комплект защиты, а задача родителя — это проконтролировать. Кататься по дорогам можно только по достижении 16 лет. При этом нужно получить водительские права, купить дорожную модель с ПТС или переоборудовать текущую (что сложно, недешево и часто нецелесообразно).
Питбайк эндуро 150 см³: почему это уже категория A
Важно уточнить, что питбайк эндуро — это не официальное понятие, а, скорее, маркетинговый термин, описывающий модели, технически наиболее подходящие для катания по бездорожью (эндуро). Для моделей 150 см³ и выше нужны права категории А: это уже мотоцикл по всем параметрам. Также нужно поставить ТС на учет в ГИБДД и перед этим привести его к дорожным нормам (чтобы были фары, поворотники, зеркала), а до оформления выезжать на дорогу нельзя.
Электропитбайк 3 кВт: категория М
ТС с электромотором 3 кВт попадает под определение мопеда. Если вы хотите передвигаться на нем по дорогам, то вам потребуются водительские права категории М и сертифицированная дорожная модель.