

Топливные карты на первый взгляд кажутся идеальным решением для компаний с автопарком: помогают контролировать расходы водителей и избежать обмана. А автоматически сформированная отчетность дает возможность оформить налоговый вычет до 20% за заправку на станциях. Об особенностях и целесообразности использования топливных карт расскажу в этой статье.
Топливная карта — это пластиковая или виртуальная карта, которой можно оплачивать товары и услуги на АЗС, автомойках, парковках, платных дорогах и в шиномонтажных мастерских. Баланс с таких заправочных карт можно потратить только на эти цели. В других местах, например в супермаркете или банкомате, они работать не будут.
Заказать топливную карту может юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. В России выпуском топливных карт для бизнеса занимаются логистические, нефтяные и IT-компании, а также банки. Баланс на топливной карте может быть как в рублях, так и в литрах.
Монобрендовые. Топливная карта АЗС (привязана к одной конкретной сети) позволяет получать топливо и услуги только на станциях определенного бренда, иногда — на заправках партнеров. Монобрендовые карты ограничены по количеству и географии АЗС, а также по стоимости бензина и услуг на них. Они подходят для компаний с маршрутами, где преобладают АЗС одного оператора.
Мультибрендовые или универсальные. Принимаются на АЗС разных сетей. Например, большинство мультибрендовых карт можно использовать на заправках «Роснефти», «Газпромнефти», «Лукойла» и локальных станциях. Количество партнеров и точек обслуживания мультибрендовых карт может меняться. Такие карты удобны для компаний с широкой географией маршрутов.
Локальные. Локальные карты действуют в пределах определенного региона. Их удобно использовать компаниям, логистика которых ограничена несколькими областями.
Физические и виртуальные. Топливные карты могут быть физическими и виртуальными. Физические — это традиционные пластиковые карты с чипом, магнитной полосой или штрихкодом. Виртуальные — это цифровой аналог пластиковых карт, ими можно производить оплату через мобильное приложение.
Индивидуальные. Привязаны к конкретному сотруднику. Его имя может быть указано на самой карте.
Топливные карты на группу водителей. Корпоративные карты для группы водителей привязаны к общему счету компании, но позволяют распределять лимиты между несколькими водителями или машинами.
Скидка на кассе предоставляется прямо во время заправки. В зависимости от условий это может быть фиксированный размер скидки за литр (как у карты «Полный бак») или каждый раз разный, в зависимости от объема (как у карт «Газпрома» и Benzigo), а также и договоренностей с конкретной заправкой (по карте Яндекс Заправки).
Некоторые карты, в основном выпущенные и управляемые банками, возвращают кэшбэк на счет.
Гибридная модель сочетает скидку на кассе и кэшбэк.
Компания, выпускающая и обслуживающая топливные карты, зарабатывает за счет комиссий и услуг. Это может быть платный выпуск или перевыпуск карты, абонплата за пользование картой, программами, собирающими данные по транзакциям и передающими их в электронный документооборот клиента, комиссия за переводы, штрафы при просрочке долговых платежей.
Большинство топливных карт выпускают и доставляют бесплатно, абонентская плата не взимается в первые месяцы работы или отсутствует совсем. Подробные условия сотрудничества и цены компании до общения с клиентом не разглашают.
Топливные карты работают по предоплате, постоплате и овердрафту.
Предоплата. Способ расчета, при котором компания заранее вносит средства на счет, привязанный к топливной карте. Некоторые операторы, например Яндекс Заправки, предоставляют скидки на топливо только тем клиентам, с которыми работают по предоплате. Если автопарк большой, то пополнять счет придется регулярно, и это может быть неудобно. Списать с такой карты больше средств, чем есть на счету, невозможно.
Постоплата. Перед подключением постоплаты (как и овердрафта) проверяют кредитоспособность компании. Лимиты по литрам при постоплате могут быть согласованы заранее. Плюсы такого подхода в том, что оборотные средства не заморожены. Такой способ удобен для компаний со стабильным доходом. Риски — штрафы, если не внести постоплату в срок. Стоимость бензина по постоплате и наличие скидок зависят от карты. Но иногда условия у постоплатных карт могут быть выгоднее, чем у предоплатных.
Овердрафт. Это кредит, с помощью которого компания может оплачивать расходы на топливо сверх доступного баланса в рамках своих лимитов. Оплата задолженности происходит позже, согласно условиям договора. Овердрафт — это гибрид предоплаты и постоплаты, где часть средств может быть предоплачена, а остаток покрывается кредитным лимитом. Лимиты зависят от оборота компании и согласовываются индивидуально. Овердрафт можно сравнить с подушкой безопасности: он помогает при zero-балансе, в условиях временной нехватки средств или в периоды пиковых нагрузок.
Топливные карты — это не просто пластик или виртуальная карта, а целый комплекс программ и сервисов:
Лимиты могут быть установлены не только денежные, а совершенно по различным параметрам, таким как:
Также можно менять ПИН-коды и блокировать карты при необходимости. Управлять картами могут владельцы бизнеса, менеджеры или другие уполномоченные сотрудники.
Черные (или серые) списки представляют собой внутренние реестры операторов, куда заносятся карты, подозреваемые в мошенничестве, кражах или нарушениях (сливы топлива, подделки, нецелевое использование). Такие карты замораживают или блокируют на АЗС.
Блокировки производятся мгновенно через личный кабинет или мобильное приложение при обнаружении подозрительной активности или после получения информации о краже карты, сливе топлива (для перепродажи) или несанкционированной заправке (превышении лимитов по литрам, использовании в нерабочее время).
На стадии заявки и обсуждения сотрудничества этому вопросу уделяют особое внимание: нужно знать, какой именно системой электронного документооборота пользуется компания (1С, «Саби», «Диадок»), чтобы настроить интеграцию всех необходимых документов и отправлять их автоматически. Среди документов, которые оператор топливной карты отправляет клиенту: акт выполненных услуг (заправка, мойка, ремонт, оплата дорог или парковок), отчет по транзакциям (информация о дате, времени и месте заправки, количестве литров, карте, водителе, сумме — для внутреннего контроля), счет-фактура.
Для возмещения НДС необходимо работать по общей системе налогообложения и оплачивать топливо безналичным способом. Чтобы подать заявку на вычет, в налоговую службу нужно предоставить:
Также может понадобиться путевой лист, заполненный водителем, чтобы доказать связь расхода топлива с конкретной поездкой.
TCO (Total Cost of Ownership, в переводе с английского — «совокупная стоимость владения») для топливных карт рассчитывается как общие расходы на использование системы, включая прямые и косвенные затраты за вычетом экономии от скидок и НДС, чтобы оценить реальную выгоду.
TCO = стоимость приобретения + операционные затраты + косвенные затраты или издержки.
Подсчеты ведутся за определенный период — месяц или год.
Стоимость приобретения = сумма затрат на выпуск и доставку всех карт.
У ИП автопарк из пяти машин, на которых посменно работают 10 водителей. Компания заключает контракт с поставщиком, у которого платный выпуск карт — 500 ₽ за штуку, но с бесплатной доставкой. Стоимость приобретения карт в этом случае составит 5 000 ₽.
Сюда же можно отнести первоначальные затраты, например на интеграцию с сервисом ЭДО — 5 000 ₽.
Итого: 10 000 ₽.
Операционные затраты и издержки = абонплата за пользование сервисом (стоимость в месяц × 12 месяцев (если подсчет идет за год) + сумма за обслуживание карты × количество карт (если оплата идет за каждую)) + сумма комиссий за транзакции (редко встречается; фиксированный процент, если есть) + расходы на администрирование + штрафы или издержки.
Абонплата (1 500 ₽ в месяц).
Обслуживание каждой карты — 50 ₽.
Время на администрирование (оценивается в рублях: количество часов в месяц × фиксированная ставка за 1 час) + возможные штрафы.
Компания наняла сотрудника, который занимается контролем отчетов от оператора топливной карты, он проверяет их раз в неделю, работая по три часа на ставку 2 000 ₽ в час, то есть 24 000 ₽ в месяц.
Также компании был одобрен овердрафт, но она просрочила платеж по нему на двое суток, сумма штрафа составила 2 000 ₽ (2% за неделю просрочки овердрафта размером 100 000 ₽).
То есть операционные расходы за месяц составили: 1 500 ₽ абонплаты + 50 × 10 (обслуживание всех карт) + 24 000 ₽ (расходы на администрирование) + 2 000 ₽ штрафа = 28 000 ₽.
ТСО = 10 000 + 28 000 = 38 000 ₽.
Экономия = Стоимость топлива без скидки − ((Стоимость топлива со скидкой + расходы на приобретение, операционные затраты и издержки + первоначальные расходы (если расчет идет за первый месяц или год) − возмещение НДС 20% от общей суммы топлива, оплаченной картой) − сумма, сохраненная в результате снижения хищений (если удалось подсчитать)).
Компания работает на междугороднюю доставку пять дней в неделю. Каждый из пяти ее автомобилей проезжает в день около 300 километров, суммарно — 1 500 километров в день. Ежедневный расход бензина — 142,5 литра, если брать в учет средний расход автомобиля «Лада Ларгус» (9,5 литров на 100 километров). Стоимость 95-го бензина в Московской области — 65,75 ₽ за литр без скидки и 64,75 ₽ за литр со скидкой от топливной компании.
Оплата бензина за 22 рабочих дня в сентябре 2025 года без скидки составит 206 126 ₽, со скидкой — 202 991 ₽.
Также с топливной картой удалось возместить НДС в размере 20% расходов на бензин — 40 598 ₽.
Таким образом, экономия благодаря скидке на топливо составила:
206 126 ₽ (сумма топлива без скидки) − (202 991 ₽ (сумма топлива со скидкой) + 10 000 ₽ (расходы на приобретение) + 28 000 ₽ (операционные расходы и издержки + 40 598 ₽ (возмещение НДС)) = 206 126 − 200 393 = 5 733 ₽.
Сравнение показывает, что экономия по топливной карте составила 5 733 ₽ для маленького предприятия. Это небольшая сумма, но при этом процесс покупки топлива стал прозрачным и автоматизированным.
Для разных клиентов тарифы по топливным картам от одной и той же компании могут отличаться, операторы обещают индивидуальные условия в зависимости от запроса и формата работы. На сайтах топливных карт часто нет подробностей по количеству услуг и их стоимости — иногда на сайте одной топливной карты опубликованы разные данные — например, количество точек АЗС. Чтобы получить полную и достоверную информацию, нужно оставить заявку, заполнив форму для обратной связи.
У всех перечисленных карт есть личный кабинет, карты заправок и сервисов от партнеров, установка лимитов, в том числе для каждого сотрудника отдельно, контроль трат, СМС-оповещения об изменениях в статусе карт, балансе и транзакциях, интеграция с ЭДО. Все предоставляют документы, с которыми можно получить вычет НДС до 20%. Также все операторы заявляют о том, что работают с компаниями как с большим автопарком, так и с маленьким — на несколько автомобилей или даже на один. Поэтому ниже мы тезисно отметим особенности и преимущества, на которые обращает внимание каждый конкретный оператор.
Сайт: petrolplus.ru
Сайт: gazprom.cards
Сайт: auto.lukoil.ru
Сайт: opti-24.ru
Сайт: ofptk.ru
Сайт: ftcard.ru
Сайт: rn-card.ru
Сайт: str-card.ru
Сайт: tn-card.ru
Сайт: unicardoil.ru
Сайт: business.go.yandex
Сайт: benzigo.ru
Сайт: e1-card.ru
Сайт: toplivnye-karty-expresscard.ru
Сайт: masterscard.ru
Какие еще топливные карты можно купить: «Тебойл» (скидка 5% на заправки на АЗС сети), «Премиум Карт», «Трасса», «Автокарт-Юг», «Ирбис», «Кардекс», «Нефтьмагистраль», «Белоруснефть» (для международных перевозок), «Башнефть», «Инфорком», «Скала», «Альянс», «Европлан», «Сургутнефтегаз», «Вертикаль», «Е100».
№ | Название | Мульти- или монобрендовая | Сколько точек для заправки | Скидка | Заявленная экономия | Плата за выпуск и обслуживание карты | Интеграция с ЭДО | Виртуальные карты | Овердрафт |
1 | «Вездеход» | Мульти | Около 18 000 АЗС | До 3,5 рублей с литра Заявленное снижение расходов на топливо до 10%, по акции — до 18% | До 30% | Не указано | Есть | Есть, месяц обслуживания бесплатно | Есть |
2 | «Газпром» | Мульти | Более 17 000 АЗС по всей России в 77 регионах | До 16% с литра Скидки предоставляются в зависимости от объема потребления нефтепродуктов, территориального расположения и бренда АЗС | Нет информации | Бесплатная выдача карты | Есть | Есть | 30 дней |
3 | «Лукойл» | Моно | Более 13 000 АЗС в РФ | Скидки на топливо до 6% | До 30% | Нет платы за транзакции, штрафов и скрытых платежей | Есть | Есть | Нет информации |
4 | «Опти 24» («Газпромнефть») | Моно | Более 7 000 АЗС «Газпромнефти» и партнеров | 20% на дизель, 18% на товары и услуги | Нет информации | Бесплатное обслуживание карты Стоимость пластиковой карты — 700 ₽, виртуальной — бесплатно | Есть | Есть | Нет информации |
5 | ОФПТК | Мульти | Более 4 000 АЗС по России | Максимальная скидка на топливо первые три месяца | Нет информации | Бесплатный выпуск и обслуживание | Есть | Нет информации | Нет информации |
6 | «Полный бак» | Мульти | Более 14 тысяч АЗС в 78 регионах РФ и некоторых странах СНГ | 1 ₽ с литра на сети АЗС с самым большим потреблением До 15% | До 30% | Бесплатное обслуживание первые три месяца | Есть | Нет информации | 30 дней |
7 | «Роснефть» | Моно | Более 6 000 топливных и партнерских АЗК | Максимальная заявленная скидка — 19% | - | Бесплатный выпуск и обслуживание | Есть | Есть | Нет |
8 | СТР | Мульти | Более 16 000 АЗС по России | Бензин, газ или дизельное топливо — экономия до 1,5 ₽ с литра | Нет информации | Нет информации | Есть | Нет информации | Нет информации |
9 | «Татнефть» | Моно | Около 6 000 точек АЗС «Татнефти» и партнеров в РФ | Нет информации о точном размере скидок | До 30% | Бесплатный выпуск и обслуживание | Есть | Нет информации | Нет |
10 | «Юникард Ойл» | Мульти | Более 8 000 АЗС по России | Нет информации | Нет информации | Бесплатное обслуживание | Есть | Есть | Нет информации |
11 | Яндекс Заправки | Мульти | Около 10 000 заправок | До –5% при предоплате | Нет информации | Нет комиссии за оплату бензина | Есть | Есть | 15 дней |
12 | Benzigo | Мульти | 99% АЗС по РФ + Казахстан и Республика Беларусь | От 4% до 8%, в зависимости от количества бензина | Нет информации | Бесплатный выпуск и обслуживание карты | Есть | Нет информации | Нет информации |
13 | E1Card | Мульти | 20 000+ АЗС в России, Республике Беларусь, Центральной Азии, Закавказье и Турции | До 7 ₽ с литра | Нет информации | Бесплатное обслуживание карты | Есть | Нет информации | 30 дней |
14 | Express Card | Мульти | 8 400 АЗС | Скидки на дизельное топливо до 6% | Заявленная экономия до 7 ₽ с литра | Бесплатный выпуск | Есть | Нет | 30 дней |
15 | Masters («Мастерс») | Мульти | Более 13 000 точек в РФ и СНГ | Скидки и бонусы на некоторых АЗС, но без конкретики, Обещают снижение расходов на топливо до 12% для новых клиентов и до 10% для других | До 30% | Три месяца бесплатное обслуживание карты | Есть | Нет информации | 30 дней |
* Информация в таблице собрана на основании данных с сайтов топливных карт
Шаг 1: Определите географию поездок вашего автопарка.
Шаг 2: Оцените потребность в автомойках, шиномонтаже.
Шаг 3: Рассчитайте ежемесячный объем потребления топлива (нужно учесть расход для каждой модели автомобиля и расстояние, можно использовать данные из путевых листов).
Шаг 4: Определите наиболее выгодную модель экономии с учетом скидок на топливо для вашего автопарка.
Шаг 5: Определите, нужен ли вам овердрафт и что выгоднее — предоплата или постоплата.
Шаг 6: Уточните наличие скрытых комиссий у оператора топливной карты.
Шаг 7: Запросите у оператора карты актуальную и подробную информацию о скидках и стоимости обслуживания, она может отличаться от заявленной на сайте.
Шаг 7: Оцените удобство личного кабинета и отчетности (есть ли интеграция с вашей системой электронного документооборота, все ли необходимые для налогового вычета документы предоставляют, какая конкретно аналитика доступна, какие конкретно лимиты можно устанавливать).
Шаг 8: Почитайте отзывы клиентов топливных карт в интернете, изучите разные мнения.
Документы можно подать онлайн. Сроки проверки — до трех рабочих дней, некоторые операторы обещают выпустить карту уже в день обращения. Проверка платежеспособности. Подписание: договор и акт приема-передачи карт.