Северная Осетия за 7 дней: самостоятельное путешествие на машине

Северная Осетия за 7 дней

10527

Поехать в Северную Осетию я планировала уже давно. Это родина моих предков, и хотелось увидеть Кавказские горы во всей красе.

За семь дней путешествия мы погуляли по Владикавказу и посмотрели три ущелья: Дигорское, Фиагдон (Куртатинское ущелье) и Цейское. Есть и другие, но за неделю сложно успеть больше. В статье расскажу про наш маршрут и во сколько обошлась поездка.

Горы Северной Осетии

Что понадобится в путешествии

Одежда. Погода в горах переменчивая. Если едете летом, то днем может быть жара или прохлада и дождь, а ночью — холод. Поэтому нужна летняя и теплая одежда, удобные трекинговые кроссовки для гор и дождевик.

Деньги. Берите с собой наличные. В маленьких деревнях и не очень туристических местах нельзя ничего купить по банковской карте. При больших отелях можно найти банкоматы. Наличные нужны для продуктовых рынков, маленьких магазинов вдали от города, туристических мест. Картой можно расплатиться в отелях и ресторанах Владикавказа, больших продуктовых магазинах. С собой на карманные расходы мы брали 20 000 рублей на двоих.

Перелет

У меня получилось купить билеты во Владикавказ чуть удачнее, чем обычно благодаря бонусным милям. Билет на прямой рейс «Аэрофлота» вышел 4000 руб. на человека. Длительность перелета из Москвы — 2 часа 50 минут.

Такой же рейс «Аэрофлота», как был у нас, но за полную стоимость: туда-обратно с багажом до 23 кг и ручной кладью, цена — 11 040 руб.
Более дешевый вариант «Победой»: Москва — Владикавказ туда-обратно с багажом до 10 кг за 5461 руб.

Аренда машины и местные дороги

Машину мы не арендовали. В это же время в Осетии был мой знакомый, который вызвался нам все показать и повозить по окрестностям — это упростило нам жизнь. После поездки на Алтай, я думала, что уже видела плохие дороги, но горные дороги Северной Осетии оказались опаснее: отсутствие асфальта, глубокие ямы, перевалы и серпантин. Если на Алтае мне хватало навыков вождения, то в этом путешествии я не рискнула сесть за руль. Поэтому, если у вас есть местные знакомые, то лучше кататься с ними.

В горах мы ездили на Ниве, которая могла пройти почти везде, но были и такие участки, где приходилось оставить машину и идти пешком.

Если местных знакомых нет, то придется искать аренду автомобиля. Прокатный сервис в этой местности развит плохо, но найти прокат во Владикавказе можно, например арендовать Тойоту RAV4 стоит 4800 руб. в день.

Жилье

До начала поездки я начала искать жилье как в городе, так и в горах, и если во Владикавказе это оказалось не так сложно, то в некоторых ущельях на агрегаторах я ничего не нашла. Мне хотелось отдохнуть максимально комфортно, поэтому на жилье я осознанно потратила больше всего денег — 29 800 руб. за 6 ночей

Владикавказ. В городе на две ночи я выбрала лучший вариант — отель Александровский, где мне понравилось все, особенно завтрак. Он находится в центре на проспекте Мира.

Дигорское ущелье — самое дикое из всех, где мы были. Тут нет отелей, которые можно забронировать удаленно, поэтому мы арендовали дом у моих знакомых. Гостевые дома находятся не в самом ущелье, а рядом с ним — около часа езды на машине.

Гостевые домики «Причал» на озере с видом на горы. Домик на двоих — 2000 руб. в сутки, на 4 человека — 3000 руб., двухкомнатный на 5 человек — 5 000 руб.

В каждом домике есть ванная комната, телевизор, чайник, холодильник, постельное белье, полотенца. На территории — отапливаемые беседки, мангалы, баня и три пруда, где можно порыбачить и поймать зеркального карпа и белого амура, если повезет.

Фиагдон (Куртатинское ущелье) — самое туристическое, с развитой инфраструктурой. Есть крупные и приличные отели, мы ночевали в двух разных для разнообразия:

• Первый — «Роза ветров» с просторными номерами и видом на горы, бассейном и хорошим обслуживанием. Но будьте готовы к большому количеству туристических групп.
  • Второй — Forrest Terrace Hotel. Отель открылся летом 2020 года, есть зона спа с бассейном, рядом экотропа, вид на горы. Но мне показалось, что обслуживание не соотносится с ценой. Обед в ресторане из лобио, половины порции осетинского пирога с сыром и фреша из моркови стоил 455 руб. — порции большие, очень вкусно, я объелась.
Forrest Terrace Hotel, 7500 руб. за ночь
Вид с летней веранды ресторана при Forrest Terrace Hotel

Еда

С едой в Осетии все хорошо, даже для такого привередливого человека как я. Рестораны во Владикавказе полны разнообразной еды на любой вкус, меню везде как книги. Но стилистика заведений — на любителя, навевает атмосферу начала нулевых. Мы были в KoYROI, «Жар-птице». Завтракать понравилось в ресторане «Романовъ» при отеле. За вкусной шаурмой идите в «Хатта» — их несколько по городу.

На окраине Владикавказа есть большой продуктовый рынок «Викалина» — там есть все. Перед поездкой в дом в первое ущелье мы купили много фруктов, овощей, два арбуза, сыр, яйца и две свежие рыбы — потратили 2500 руб.

Выбор фруктов на рынке «Викалина»

Отдельного внимания заслуживают осетинские пироги. Они отличаются от московских аналогов: совершенно другое тонкое тесто, много начинки — полный гастрономический кайф. За 7 дней осетинские пироги я ела в четырех разных местах и была абсолютно счастлива. Они продаются везде: от малых сел, где их делают местные на продажу, до ресторанов в крупных туристических центрах. Даже если внешне кухня где-нибудь по дороге выглядит не очень презентабельно, пироги все равно можно смело брать, а потом сделать привал в живописном месте.

В поселке Верхний Фиагдон недалеко от главной дороги мы остановились возле кухни, где готовятз осетинские пироги в причудливой печке на углях. Взяли пирог с мясом за 400 руб. и с ботвой — 250 руб.
Наша остановка для поедания пирогов

План на 7 дней по Северной Осетии

Расскажу маршрут нашего путешествия — возможно, что-то из этого пригодится вам, когда будете планировать поездку.

День 1. Мы прилетели утром в аэропорт около Беслана. За полчаса добрались на машине до Владикавказа, заселились в отель и пошли в соседнее кафе «Американо» выпить кофе на веранде. Выбор напитков и еды большой — капучино на кокосовом молоке и десерт обошлись в 320 рублей.

Мы прогулялись по проспекту, посмотрели на красивые старинные дома. Далее нас ждала встреча с гидом. Индивидуальную экскурсию я заказала заранее на Tripster. Во время неспешной прогулки нам рассказали интересные факты про историю региона, обычаи и нравы жителей. Мне нравится погрузиться в историю края и местный контекст в первый день путешествия. Стоимость экскурсии — 2000 руб., длительность — 1,5 часа, но, мне кажется, что мы гуляли дольше.

Маршрут от аэропорта до отеля во Владикавказе
Проспект Мира во Владикавказе

День 2. После завтрака в ресторане отеля мы выехали в сторону гостевых домов около Дигорского ущелья. Там мы остановились на следующие три ночи.

По дороге мы останавливались в красивых местах, чтобы полюбоваться природой вокруг. В этом ущелье мы почти не встречали машин и людей. Главной достопримечательностью дня стал каньон Ахсинта (Урухский каньон) — это узкая щель в Скалистом хребте, которую проточили воды реки Ираф. Через каньон переброшен бетонный Чертов мост, с которого можно смотреть вниз, покидать камешки в воду и почувствовать себя ребенком.

Вечер мы провели за вином и приготовлением вкусного ужина.

Маршрут от отеля «Александровский» до гостевых домов
Каньон Ахсинта и река Ираф

День 3. Весь день мы исследовали Дигорское ущелье. Потеряться там сложно, так как до села Мацута идет одна основная дорога, а от Мацуты можно поехать в сторону Фаснала и Уалагкома или в сторону Дзинаги, как сделали мы.

Нашей целью был водопад Байради. К нему проложена экотропа — это 700 метров по серпантину через смешанный и сосновый лес. Пройти ее можно за 20-30 минут. В дождь там довольно опасно, так как в некоторых местах крутой уклон и мокрые камни. На маршруте нужна удобная спортивная обувь с хорошим сцеплением на подошве. Наверху нас ждал водопад, падающий с высоты 20 метров.

Живность на склонах
Погода была хмурая, но все равно от таких красивых гор, затянутых тучами, захватывало дух
Водопад Байради

День 4. Погода благоволила и мы отправились к водопаду «Три сестры». По дороге любовались пейзажами, нам попадались маленькие деревушки, которые отрезаны горными хребтами от цивилизации. На стоянке около базы отдыха «Порог неба» пришлось оставить машину и дальше идти пешком. Дорога хорошая, не опасная, без сильных уклонов. Подойти близко к водопаду не получилось, зато примерно через 30 минут пути перед нами открылся фантастический вид. Там мы пробыли 1,5 часа, а кто-то даже окунулся в ледниковую воду.

Вид на водопад «Три сестры» издалека
У подножия горы

День 5. В этот день из Дигоры мы отправились в Фиагдон, заселились в первый отель и поехали смотреть Мидаграбинские водопады и Даргавс — город мертвых. В горных селениях Осетии в 14—18 веках сооружались склепы в виде надземных фамильных усыпальниц для коллективных погребений. Если подняться наверх, то откроется очень красивый вид.

После Даргавса мы доехали до печально известного Кармадонского ущелья. Ощущения в каждом ущелье разные. Кармадонское — очень узкое и горы нависают прямо над тобой.

Наш маршрут из гостевого дома в Дигоре в отель «Роза ветров» в Фиагдоне и далее
Город мертвых. Билет для взрослого — 100 руб., экскурсия с гидом — 200 руб.
Кармадонское ущелье

День 6. Переехали в самый, на мой взгляд, красивый отель Северной Осетии Forrest Terrace. Там устроили день перезагрузки — остались отдыхать в отеле и спа, насладились вкусной едой и даже поработали. Такой день обязательно нужен, чтобы восстановить силы и переварить информацию.

День 7. После завтрака нас ждало долгое возвращение во Владикавказ через ретранслятор, перевал и другое ущелье.

На Фиагдонский ретранслятор ведет ужасная дорога, но это мучение того стоит. На определенной высоте мы оставили машину и пошли наверх пешком — на это ушло 30-45 минут. Набор высоты резкий, и подъем физически тяжелый. Когда я добралась, облаков совсем не было — открылась невероятная картина огромных гор, ледяных шапок и облаков, которые плыли ниже меня. Потом погода ухудшилась и все заволокло облаками.

На обрыве установлена лавочка

После этой красоты мы поехали через перевал в Цейское ущелье — там почти везде хороший асфальт. Мы планировали добраться на канатной дороге до ледника, но не успели — последняя посадка закончилась в 15:30.

Возвращались в город по Цейскому ущелью, по пути останавливались поужинать. Уже в отеле рефлексировали на тему того, какие красивые места есть в России, какие добрые и открытые люди живут в Северной Осетии, и как не хватает развития туризма в регионах.

Канатная дорога на ледник. Режим работы: пн-пт — с 11:00 до 16:00, сб-вс — с 10:00 до 16:00

День 8. Вылет в Москву.

Сувениры

Обычно я везу из поездок что-то съедобное, но оттуда увозить было нечего: местные сыры не доедут, а вино там не делают. Зато в центре народных промыслов на Проспекте Мира есть работы североосетинских мастеров из дерева, бронзы, керамики и ювелирные украшения. Мне понравились кружки, но к моей огромной печали, я не успела их купить — слишком поздно вернулись в город. Поэтому советую не откладывать на последний день.

Кружки с рисунками художника Аслана Дзиова

Поездка на двоих обошлась в 57 800 рублей:

• Перелет из Москвы во Владикавказ и обратно — 8 000 руб;
  • Карманные расходы на экскурсии, сувениры, еду, рестораны — 20 000 руб;
  • Жилье за 6 ночей — 29 800 руб.

10527
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)