Цивилизация древней Греции и восточного Средиземноморья процветала с 760 по 30 годы до н. э. Это была цивилизация с высоким уровнем материальной культуры и сложной социальной структурой, которая в начале развития состояла из сотен полисов — городов-государств. Позднее в результате постоянных войн появились крупные царства, которые распространили свое влияние на Малую Азию и север Африки.
Деньги древних греков
Первоначально греки использовали слитки металла в качестве денег. Со временем деньги видоизменились — приобрели форму металлических прутьев размером с шампур для шашлыка. Они назывались оболы, что означало «вертел». Оболы делали из серебра, бронзы или железа, как в Спарте.
Покупательную способность драхмы сложно сравнить с современными деньгами. Ксенофон утверждал, что жалование древнеафинского солдата-гоплита составляло одну драхму в день, а жалованье судьи в Афинах — полдрахмы в день, и этого хватало на пропитание семьи из трех человек. Название «драхма» сохранилось и в настоящее время — это армянский драм, дирхамы Марокко и Арабских Эмиратов. До перехода на евро, драхма была и греческой национальной валютой.
Реформа денежной системы в Лидии
В 7 веке до н. э. на территории современной Турции образовалось Лидийское царство. Основой его экономики было развитое земледельческое хозяйство. Богатство природными металлами: золотом, серебром, медью и цинком, способствовало расцвету металлургии. Лидийское царство находилось на стыке древнегреческого и древневосточного миров и вело активную торговлю.
В Лидийском царстве в 7 веке до н. э. в правление царя Гитеса придумали вместо оболов-шампуров использовать небольшие кусочки электрума круглой формы — природного сплава серебра с золотом. На одной стороне такого кусочка чеканилось изображение льва, а на другой — оттиск чеканного инструмента.
Царь Крёз считался богатейшим человеком в истории древнего мира, так как самостоятельно чеканил собственную монету, а золотоносная река Пактолус, откуда добывали золото, протекала прямо под его дворцом. Крёз реформировал денежную систему Лидии. Вместо изготовления монет из природного сплава золота и серебра с непредсказуемыми пропорциями двух металлов в составе, а значит с неопределенной ценностью, ввел биметаллическую денежную систему — стал выпускать отдельно золотые и серебряные монеты и установил обменный курс между ними на законодательном уровне.
Один золотой и серебряный крезоид чеканились весом по 10,7 грамм. Также делали более мелкие серебряные монеты от 1/3 до 1/48 серебряного крезоида. После того, как из обращения изъяли монеты из электрума, вес золотого крезоида снизили до 8,1 грамма, что примерно соответствовало весовой доле золота в монетах из электрума. Обменный курс золотого и серебряного крезоида был установлен 1 к 10, то есть за один золотой крезоид нового образца можно было получить 10 серебряных — это упростило расчеты.
На аверсе крезоидов чеканили символическое изображение льва и быка, а на реверсе — печать монетного двора. Источник
Экономика Средиземноморья
Экономика царств Средиземноморья не была рыночной в современном понимании этого термина. Система ценностей древних греков отличалась от современной. Благо общества всегда ставилось выше блага отдельного человека. В почете была только экономическая активность, которая направлена на обеспечение продовольствием и бытом своей собственной семьи. Деятельность, связанная с производством, торговлей и финансовыми спекуляциями считалась иногда морально развращающей и противоестественной.
Вмешательство государства в предпринимательство было минимальным. В древних Афинах, например, существовал закон, который защищал частную собственность. Государственные органы обеспечивали соблюдение этого закона — надзиратели следили, чтобы на рынках не было обмана, за мерами, весами, монетами, а также за соблюдением запрета на экспорт зерна, чтобы не допустить голод.
Спарта развивалась по другому пути. Граждане Спарты занимались военной или атлетической подготовкой, торговля и накопление богатств им запрещалась. Они могли владеть землей, но обрабатывать ее могли только илоты — жители местных деревень, которые занимали промежуточное положение между крепостными и рабами.
Торговля в Древней Греции
Внутренняя и международная торговля, морские торговые экспедиции считались в Древней Греции недостойным занятием для гражданина. Импорт продовольствия, древесины, рабов и других товаров находился в руках частных предпринимателей, которые не имели гражданского статуса. Это были судовладельцы, которых называли эмпорос, и арендаторы грузомест на судне — науклерос.
Торговые суда бороздили просторы Эгейского, Средиземного и Черного морей. На экспорт шли оливковое масло, вина, ткани и бронзовые изделия. Согласно Демосфену, только из Крымского царства через Босфор Афины импортировали 400 000 медимнов зерна ежегодно — это примерно 4 200 000 литров.
Банковская система Древней Греции
С развитием морской торговли распространение получили банковское и страховое дело. Обычно торговцы, эмпорос или науклерос, получали кредит под торговую экспедицию. Кредит с процентами подлежал погашению только в случае благополучного достижения экспедицией заявленной цели. Проценты по таким кредитам были значительно выше тех, что выдавались под залог земельного участка, и составляли 12−30%.
Банкирские дома тоже были в руках неграждан и выполняли депозитные и кредитные функции. Использовались ли депонированные средства в банках для кредитования — это открытый вопрос, по которому нет общего мнения у современных исследователей древней экономики.
Теория денег в древних научных трудах
Труды древнегреческих философов положили начало номиналистической теории денег. Ее суть в том, что ценность денег определяется не внутренним качеством самих денег, а их стоимостью, которую регулирует государство, а сами деньги выступают лишь символами стоимости и способом обмена.
По Платону стабильность политического устройства обеспечивается денежной системой государства. Он отказывал частным лицам в праве владеть золотом или серебром, эту монополию он устанавливал за государством.
«Государство», книга II, 371b
Платон признавал необходимость монет для рыночного обмена и выплаты жалованья. Для международного обмена, то есть поездок за границу, Платон признавал необходимость выдачи монет в частные руки, но с условием обязательного обмена иностранных денег на местные по возвращении. Поездки за границу, по Платону, могли происходить только с разрешения властей, что напоминает правила поездок советских граждан за границу.
«Законы», книга V, 742а
Аристотель указывал на самостоятельную ценность денег. Он считал, что чеканка монет — это лишь подтверждение их стоимости, что избавляет стороны от контроля качества и веса монеты при каждом обмене. Монета, как выражение денег, имеет установленную по общественному уговору ценность, за обществом остается право изменить ее или вывести монету из употребления.
«Никомахова этика», кн. V, 8