

Рассказываю, что такое постаматы, в чём их преимущества и недостатки и как ими пользоваться
С начала 2020-х годов постаматы начали активно распространяться по России — сначала как способ минимизировать личные контакты во время и после пандемии, а затем как удобная альтернатива традиционной доставке. Сегодня это один из самых быстрых и простых способов получить заказ. Только с января по апрель 2025-го москвичи воспользовались «Московским постаматом» более 126 тысяч раз.
Покупателям постаматы дают свободу (не нужно ждать курьера дома или стоять в очереди в пункте выдачи заказов), а бизнесу — помогают оптимизировать логистику, сократить расходы и ускорить доставку. В этой статье расскажу, как работают постаматы, чем они удобны и какие у них есть преимущества.
Постамат — это автоматизированный терминал для самостоятельного получения посылок. Простыми словами, он выглядит как шкаф с ячейками разных размеров и чаще всего устанавливается в торговых центрах, бизнес-центрах, на вокзалах, у входов в супермаркеты. Курьер загружает заказ в постамат, а клиент получает уведомление и забирает посылку в удобное время — без очередей и общения с оператором.
Уличные постаматы устанавливаются на открытых площадках — удобно, что они работают круглосуточно. «Московский постамат» с прошлого года размещает свои устройства на остановках общественного транспорта и в парках. Некоторые постаматы стоят отдельно, другие — совмещены с уличными объектами, например с киосками мороженого.
Внутренних постаматов гораздо больше. Они размещаются в помещениях: в торговых центрах, супермаркетах, бизнес-центрах — и доступны в часы работы зданий. Постаматы в жилых домах доступны круглосуточно.
Некоторые постаматы позволяют оплатить заказ на месте — как правило, банковской картой. Если у вас наличные, то ими товары иногда можно оплатить на кассе супермаркета, в котором находится постамат, — это работает, например, в случае с 5Post. Другие постаматы (например, «Цайняо») не поддерживают функцию оплаты при получении — в них можно забрать только уже оплаченный заказ.
Универсальные постаматы, такие как Pickpoint, Boxberry, «Халва», 5Post, «Московский постамат», сотрудничают с разными магазинами и службами доставки — в них можно получить заказы с различных платформ. Проект «Московский постамат» планирует в будущем расширять функционал. Например, через них можно будет не только забирать заказы, но и отправлять одежду в химчистку и получать ее обратно таким же способом.
Брендированные постаматы — устройства, обслуживающие заказы только с конкретной платформы или курьерской службы. К ним относятся Озон, СДЭК, Яндекс Маркет, «Цайняо» (занимается отправлениями с AliExpress), «Почта России». Однако некоторые из этих компаний сотрудничают и с универсальными постаматами. Например, Яндекс Маркет и «Вайлдберриз» подключены к сети «Московский постамат», и пользователи также могут получать заказы через нее.
Каждая посылка помещается в индивидуальную ячейку, которая открывается только с помощью уникального цифрового кода или QR-кода, отправленного получателю. Доступ к содержимому есть только у курьера (при загрузке) и у получателя, а постаматы оборудованы системой видеонаблюдения.
В большинстве случаев посылка хранится в постамате от двух до семи дней, в зависимости от службы доставки. Иногда хранение можно продлить. Например, в 5Post продление возможно максимум на два дня и только однократно для одного заказа. А при доставке через СДЭК разрешение на продление хранения зависит от магазина, в котором вы делали заказ, — всё индивидуально.
Если код не срабатывает, ячейка не открывается или посылка повреждена, следует немедленно связаться со службой поддержки сервиса доставки. Если вместо своего заказа вы обнаружили чужой, свяжитесь с магазином, где оформляли покупку: за комплектацию отвечает продавец, а не оператор или курьер службы доставки.
Еще из интересных кейсов на тему того, что в теории может пойти не так: на сайте банки.ру пользовательница пожаловалась, что доставку ее заказа до постамата СберЛогистики без согласования изменили на доставку до отделения банка.