7 советов о карманных деньгах — Блог Райффайзенбанка R-Media

7 советов о карманных деньгах

7 советов о карманных деньгах

Карманные деньги — хороший инструмент для начала обучения финансовой грамотности. Ребенок, который научится обращаться с деньгами, сможет накопить, выгодно вложить деньги для достижения цели. Он с меньшей вероятностью возьмет микрозайм или влезет в долги. В статье расскажу, как давать карманные деньги, чтобы дети учились ими управлять, а кошелек родителей не похудел.

Со скольких лет выдавать карманные деньги. Я ориентируюсь на самостоятельных детей младшего школьного возраста — они чаще гуляют одни, уже могут сходить в магазин без родителей. Если ребенок самостоятельный в 5−6 лет — может посчитать сдачу и понять стоимость покупки, то можно начать выдавать деньги на карманные расходы и раньше.

1. Проведите курс финансовой грамотности

Если вы решили, что пора ввести практику карманных денег, то перед тем, как выдать первые наличные, проведите небольшой курс финансовой грамотности — расскажите, что можно делать с деньгами. Например, мне было важно, чтобы дети научились:

  • Разумно тратить — покупать не ерунду, а вещи, которыми действительно будут пользоваться, выбирать оптимальное сочетание «цена-качество». Как-то мои дети пошли за игрушками в Фикс-прайс. Я предупредила, что там низкое качество пластмассы и такие игрушки быстро ломаются. Так и случилось — на следующий день пришлось утешать расстроенных детей, но урок они усвоили.
  • Ставить цели и успешно копить на них — это сложный процесс, который не каждому взрослому под силу. Я объяснила так: «Например, ты хочешь купить фитнес-браслет за 2000 руб. Каждый месяц ты получаешь карманные 500 руб., значит, чтобы накопить на браслет, четыре месяца придется откладывать и тратить не получится. А можно отдалить цель, но при этом пользоваться частью карманных — 200 руб. тратить, 300 руб. откладывать и тогда накопишь нужную сумму за семь месяцев». Хорошо сразу обсудить место, куда ребенок будет складывать накопленное: в копилку или хранить накопленное у вас.
  • Выгодно инвестировать. Например, купить камеру, чтобы снимать видеоролики для YouTube-канала и в дальнейшем монетизировать его — это инвестиция.

Конечно, к этому разговору вы вернетесь еще много раз: придется напоминать и подсказывать, как обращаться с деньгами. Вот что еще может помочь:

1. Детские книги про деньги. Дети постарше могут читать сами, но мне нравится делать это вместе: можно сразу объяснить непонятные моменты, провести аналогию с примерами из жизни детей.

Есть тематические ресурсы, например Финкульт с методическими и обучающими материалами для детей, раскрасками, ребусами, полезными советами.

Выбирая книгу или ресурс, проверьте, чтобы язык изложения был доступным для ребенка, а информация не устарела.

2. Курсы по финансовой грамотности — это могут быть тематические смены в детских лагерях, онлайн и офлайн курсы в детских центрах, например школа «Kids MBA», где детей учат, как копить и инвестировать.


Король — мама Софии 14 лет: Любые курсы по финграмотности хороши. Плохо, когда родители не беседуют с ребенком о деньгах, а думают, что ребенок как-то сам научится распоряжаться деньгами. Да и интернет промывает мозги про сиюминутные удовольствия. Чтобы дети начали планировать, надо просто не покупать им гаджеты и телефоны без вложений с их стороны. Например, на первых порах договариваться, чтобы ребенок вносил 10% от стоимости из своих сбережений.


2. Объясните, зачем им карманные деньги и на что их тратить

Перед тем, как давать детям деньги, расскажите, почему вы приняли такое решение, как дети могут ими распоряжаться и какие перед ними появляются возможности. Мы сказали детям так: «С этого месяца мы начнем выдавать вам небольшую сумму на мелкие расходы — это называется карманные деньги. Мы по-прежнему продолжаем вас кормить, одевать, пополнять счета на телефонах, но хотим, чтобы вы научились обращаться с деньгами. Вы можете тратить их сразу в первый день, а можете растягивать на месяц, копить, скидываться вместе на какие-то покупки. Покупать можете все, что угодно. Ходите в ближайшие магазины сами или в гипермаркеты — с нами. Когда у вас будут карты, будем переводить туда, а пока будете получать наличные первого числа каждого месяца».

Полезно обсудить практические вопросы:

1. На что можно тратить. Обычно карманные деньги выдают на мелкие расходы, например воду, перекусы, недорогие сладости. В нашей семье все необходимое детям покупают родители, а карманные деньги идут на сиюминутные небольшие желания и мелочи. Старшей 10 лет, ей нравится рассчитываться своими деньгами за себя в автобусе, самой покупать тетради, ручки в школу во время учебы — она сама заходит в магазин по пути в школу. Но в основном деньги идут на сладости и мелкие игрушки.

2. Планирование. Обсудите с детьми разные стратегии по расходам: что можно копить на что-то, потратить сразу всю сумму или только часть денег, что можно распределить траты по дням и установить дневной лимит. Когда есть регулярное поступление денег, постепенно дети учатся планировать долгосрочные траты.

Например, дочь в прошлом месяце на свои карманные купила мне небольшой подарок на день рождения. В этом месяце я случайно услышала, что она не планирует тратить, так как хочет купить подарок на день рождения папе и нам на годовщину свадьбы. Это будет нелегким для нее испытанием.

В этом месяце я случайно услышала, что она не планирует тратить, так как хочет купить подарок на день рождения папе и нам на годовщину свадьбы. Это будет нелегким для нее испытанием.

3. Ограничения. Если ребенку нельзя чипсы или арахис, то стоит напомнить об этом и запретить такие траты. Если запрет регулярно нарушается, можно приостановить выдачу карманных денег или предложить тратить их только через интернет.

Постарайтесь дать максимум свободы в распоряжении деньгами — не требуйте строгой отчетности: когда, куда и сколько он потратил. Не ругайте и не критикуйте его траты, если только это не запрещенная категория. Пусть он почувствует, что сам принимает решения, научится нести ответственность за расходы, понимать, какие вещи ему принесут длительное удовольствие, а какие — мимолетное. Например, если ребенок купит игрушку, понравившийся чехол для телефона или сходит в кино — это может порадовать и иметь большую ценность, чем поедание сладостей целый день. Он запомнит это ощущение и станет разумнее планировать траты.

В прошлом месяце дети купили себе фонарь и солнечные очки

3. Договоритесь о дне, сумме, способе выдачи карманных денег и придерживайтесь этого правила

Если ребенок участвует в создании правил, то ему легче их соблюдать, поэтому обсуждайте условия вместе.

Когда. Выдавать карманные можно ежедневно, раз в неделю или в месяц. Например, мы даем первого числа каждого месяца.

Сколько. Сумма зависит от задач, бюджета семьи, возраста ребенка и его «хотелок». Например, если мороженое стоит 70 руб., а бутылка воды 30 руб., то 100 руб. в неделю — это скромный бюджет. Но если один раз потратиться на многоразовую бутылку и брать воду с собой, а мороженое покупать в магазине, где дешевле — то вполне.

У нас старшие — 8 и 10 лет — получают по 500 руб., а младшая, 5 лет — 300 руб. Мы объяснили ей, что пока она гуляет и ходит в магазин с родителями и поэтому не тратит на мелкие расходы. Но с сентября уравняем всех детей, потому что у младшей будет больше самостоятельности. Еще детям остается сдача, когда они ходят в магазин — эти деньги они делят поровну. В среднем это еще по 200 руб. в месяц — прямо как премия у взрослых, неожиданная и приятная.

Наличными или на карту. Картами дети могут пользоваться с 6−7 лет, если карта привязана к родительскому счету. С 14 лет можно открыть свой счет с согласия родителей. Если ребенок пользуется картой, он может отслеживать траты в приложении, не нужно носить с собой кошелек с наличкой и мелочью. Но при этом ребенок недостаточно осознает процесс уменьшения объема денег. Ведь когда в руке было 3 сотни, а осталась одна — это наглядно. А когда с карты списались невидимые 200 руб. — этому нужно просто поверить.

Мы выдаем старшим деньги на карты, но дети их часто теряют — за год заказываем новые карты уже третий раз. Покупали картхолдеры, напоминали беречь карты и проверять их, но пока безрезультатно. Младшая получает наличными или выбирает себе игрушку в интернет-магазине, и я ее сразу покупаю.


Лена Король: Я даю дочери карманные деньги с 5 лет. В пределах 100 руб. в неделю, когда она была маленькая, и 1000 руб. — когда она стала подростком. Это сделало ее лучшей в школе по математике, так как она с детства умела складывать, вычитать, делить и умножать. София захотела сама научиться зарабатывать деньги, стала с друзьями продавать лимонад, иногда участвовать в съемках фильмов с почасовой оплатой. Я помогла ей открыть свой счет в банке и купить акции на фондовом рынке на ее сбережения. Сейчас Софии 14 лет, и ее акции Института стволовых клеток человека взлетели в 4 раза — дочь заработала почти 200 000 руб.


4. Если у ребенка карта, научите его пользоваться приложением

Перед тем, как ребенок получит карту, нужно рассказать о ее возможностях. Обычно банки прилагают к картам буклеты, их можно использовать как чек-лист, чтобы объяснить, как отслеживать историю трат, что такое кэшбэк, как ограничить лимит карты. Например: «Часть денег, потраченных на покупки, банк вернет тебе на карту в следующем месяце — это называется кэшбэк. Чем больше ты платишь картой, тем больше будет возврат».


Евгения Воронцова, мать 3 детей — 12, 12 и 8 лет: У всех моих детей есть карты и мобильный банк. Дети часто покупают на Алиэкспрессе и вообще в интернете. Им нравится смотреть аналитику, видеть, куда ушли деньги, сколько был кэшбек. Недавно мы договорились, что все деньги, которые к ним поступают, хранятся у меня на счету. Это нужно, чтобы им было проще копить и не транжирить. Пока накопили по 7000 руб. Как только накопят по 10 000 руб. — пойдут тратить на свое усмотрение.


5. Расскажите о правилах финансовой безопасности

Правила могут быть такими:

  • не говорить друзьям пароль от карты;
  • не показывать, сколько есть наличных денег;
  • внимательно пересчитывать сдачу;
  • держать копилку подальше от гостей.

Марина Петрова, мама 3 детей — 12, 10 лет и младенца: У старших детей есть свои карты. В начале пользования мы рассказали детям, что такое пин-код, зачем он нужен, как им пользоваться, почему его нельзя говорить другим. На этом ликбез закончился. Дети пользуются картами больше двух лет, никаких проблем не возникало — теперь умеют переводить деньги друг другу, отслеживать траты, пользоваться бонусами.


6. Помогайте анализировать траты, давайте ненавязчивые советы

Если у ребенка есть приложение, то вы можете видеть, в каком магазине и сколько он тратит. Это можно корректно обсуждать.

Однажды мой сын потратил все карманные деньги на нового друга: купил в магазине все, что тот попросил. Сын расстроился, когда понял, что все деньги закончились за один день. Я посоветовала покупать сладости в магазине одного вида и поровну, например по конфете или пачке сухариков. Параллельно поговорили о том, кого можно считать жадным человеком, и что не нужно рассказывать, сколько у тебя денег на карте. Договорились поставить ограничение лимита по карте.

Иногда у детей не получается копить или разумно тратить — все разные. Не стоит винить себя или их за это.


Елена Лупашко, мама 3 детей — 16, 7 и 6 лет: Я с детства старалась учить детей грамотно обращаться с финансами. Думаю, одни с детства склонны к накоплению, а другие приходят к этому с годами. Например, старший сын был транжирой до 12−14 лет. Я объясняла: получил 500 руб. — 300 отложил, а 200 потратил. Но получалось плохо. Потом он открыл карту в банке, начал ставить цели в личном кабинете и так накопил уже 9000 руб. Он стал относиться к деньгам внимательнее, потому что стал немного подрабатывать и знает, как трудно достаются деньги.


7. Не используйте карманные деньги для манипуляций ребенком

Иногда родители в наказание лишают детей карманных денег — это мешает детям планировать финансы. Если вы используете такую модель, то лучше заранее договориться об этом с ребенком, чтобы он понимал последствия своего поведения.

Если ребенок что-то испортил, сломал специально или нечаянно и чувствует свою вину, он сам может предложить потратить на это свои карманные. Мы много раз делали дочери замечания по поводу неосторожного обращения со смартфоном. Не прошло и месяца после покупки, как по экрану пошли трещины. Дочь попросила узнать, сколько стоит замена экрана и решила накопить. Замена стоила 1000 руб. Мы договорились компенсировать ей половину, чтобы она чувствовала свою ответственность.


Лена Король: Я считаю, что не нужно манипулировать деньгами, например поощрять за пятерки, а за тройки не давать ничего. Лучше стабильно выдавать минимальные карманные деньги в пределах булочки с чаем и увеличивать их количество не чаще, чем раз в полгода. В зависимости от возраста ребенка, можно сначала давать раз в неделю, а с 8 лет — раз в месяц. И не добавлять, если на месяц не хватило — так ребенок научится планировать траты.


logo
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
8
Тамара Герасимович
Выдает детям деньги на карманные расходы
Комментарии (0)
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest
Тамара Герасимович
Выдает детям деньги на карманные расходы
Поиск...
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages