![12 российских брендов одежды для базового гардероба](https://www.raiffeisen-media.ru/wp-content/uploads/2022/05/1410h740-3-1024x537.jpg)
![Как работает оплата по QR-коду и что нужно знать покупателю](https://www.raiffeisen-media.ru/wp-content/uploads/2024/07/oplata-po-kuaru-1024x576.png)
Все знают, что нельзя переводить деньги неизвестным. Но изобретательных мошенников много. В 2020 году клиенты банков сообщили о 585 300 транзакциях без физического использования карты, 61,5 % из которых произошли с применением методов социальной инженерии. Это значит, что деньги мошенникам люди перевели сами. Сумма ущерба составила 4229,1 млн руб.
В статье расскажем, как распознать мошенников и что им отвечать.
Большинство мошеннических сценариев строятся на эмоциях жертвы — как правило, это страх или жажда наживы. Их подкрепляют скоростью — человека просят выполнить действие или сообщить информацию, не давая времени на размышление. Это нужно, чтобы он не успел осознать странность ситуации.
Телефонный мошенник всегда давит на эмоции и торопит. Чаще всего звонят от лица сотрудника банка и пугают, что кто-то получил доступ к счету, обещают крупный выигрыш от лица крупной компании или банка. Другой вариант — когда звонит человек и жалуется, что ошибочно перевел деньги на карту, и просит их вернуть.
Вот признаки того, что перед вами мошенник. Обычно он:
Чтобы понять было проще, разберем несколько распространенных ситуаций, в которых часто оказываются люди:
Звонит служба безопасности или прокуратура
Кто-то ошибочно перевел вам деньги
Предлагают выгодно инвестировать
Предлагают пройти опрос с призами по ссылке
Сценарий. Обычно звонят с незнакомого номера, который похож на официальный номер банка. Представляются сотрудником службы безопасности. Человек говорит уверенно, официальным тоном, что была выявлена подозрительная операция, которую банк заблокировал. Или сообщает, что в системе произошел сбой. Мошенник обычно знает имя и отчество клиента и другую личную информацию.
Он задает много вопросов, например спрашивает номер карты, код безопасности, код из СМС или пароль от онлайн-банка. Говорит, что эта информация поможет сохранить деньги. Предлагает передать коды не лично, а роботу в тоновом режиме телефона.
В другой версии этого сценария звонят сначала якобы из банка, а потом из прокуратуры или следственного комитета. Говорят о том, что в банке произошла утечка информации и что там есть сотрудник-мошенник. Они рекомендуют действовать по его указаниям, чтобы взять мошенника с поличным.
Пример мошеннического СМС. Источник
Как себя обезопасить. Важно помнить, что все необходимые действия сотрудники банка делают без звонка клиенту. Работник банка никогда не просит код с обратной стороны карты, логин от онлайн-банка или код из СМС. А сотрудники следственного комитета или прокуратуры не просят перевести или снять деньги. Поэтому:
Что отвечать:
Петр Гусятников, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners:
«Про эту схему говорят в СМИ уже не первый год, однако количество краж таким способом не уменьшается. ЦБ дает четкий план действий в случае такого мошенничества:
Сценарий. Поведение этого вида мошенников отличается от предыдущего. Звонящий рассказывает о своей тяжелой жизни или болезни родителей, просит войти в положение и взывает к чувству жалости. Его задача — уговорить вернуть деньги обратно на реквизиты, которые он пришлет. Варианты развития событий:
Пример мошеннического СМС об ошибочном переводе денег. Источник
Нужно понимать, что если вы самостоятельно отправили деньги на другой счет, то вернуть их не получится.
Как себя обезопасить. Злоумышленник может давить на жалость и сочувствие или требовать выполнить перевод, торопить и повторять, как это важно. В этом случае нужно:
Что отвечать:
Петр Гусятников, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners:
«В случае таких звонков и СМС банки советуют сначала открыть банковское приложение и проверить состояние счета. Скорее всего, денег на нем не прибавилось.
Но даже в случае, если вы действительно обнаружили на счете чужие деньги, не стоит их переводить. Банк обязан сам отменить ошибочную операцию. Для этого достаточно позвонить в банк и попросить о возврате».
Сценарий. Мошенник представляется сотрудником банка или другой организации и сообщает, что появилась новая система защиты банковских карт, которая не позволит злоумышленникам завладеть деньгами.
Задача злоумышленника — уговорить или заставить клиента установить вредоносную программу, с помощью которой он получит доступ к вашему устройству и далее в мобильный банк.
Как обезопасить себя:
Что отвечать:
Петр Гусятников, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners:
«Злоумышленники звонят и представляются сотрудниками безопасности банка и просят установить специальное приложение для защиты банковских данных. А на деле жертва устанавливает приложение для дистанционного управления смартфоном.
Чаще всего просят установить программы TeamViewer, AirDroid, AccessToGo, MobileGo. Они позволяют полностью контролировать устройство, к которому получен доступ. Для этого мошенник просит жертву скачать приложение — они легальны и доступны на Google Play и AppStore. Далее мошенник просит назвать ID-номер с экрана смартфона и код-пароль — они появляются на экране при входе в приложение. Получив эти данные, мошенник сможет управлять смартфоном.
В данном случае действуют стандартные правила защиты:
Сценарий. Звонящий представляется сотрудником брокерской или дилерской компании и предлагает инвестировать деньги под высокие проценты и дивиденды. Все, что нужно сделать, — перевести деньги на «брокерский» счет. На самом деле это будет перевод в руки мошенников. Вернуть такой перевод будет сложно.
Как себя обезопасить.
Петр Гусятников, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners:
«Часто преступники прикрываются именем инвестиционных компаний, которые у всех на слуху, называют себя профессиональными игроками на рынке. Жертва ведется на заманчивое предложение и перечисляет деньги на указанный счет. После этого ни денег, ни прибыли от их вложения человек не получает.
Ст. 13 закона от 02.12.1990 № 395-1
Что отвечать:
Пример сообщения, где мошенники просят перевести деньги на «Яндекс»-кошелек. Источник
Сценарий. Приходит СМС, электронное письмо или звонок от мошенников. Сообщают о том, что человек выиграл приз или в лотерею. Для получения выигрыша нужно только перейти по ссылке и зарегистрироваться. Варианты развития событий:
Как себя обезопасить:
Что отвечать:
Пример сообщения, где мошенники просят оплатить пошлину или перейти по ссылке. Источник
Петр Гусятников, старший управляющий партнер юридической компании PG Partners:
«В 2020 году распространился новый вид мошенничества. Людям предлагают пройти опрос, за что они получат круглую сумму. Но перед прохождением опроса мошенники просят уплатить комиссию. Также они запрашивают у пользователей банковские данные, «чтобы перевести им заслуженный выигрыш». Иногда люди не только переводят мошенникам деньги, но и предоставляют банковские данные, что позволяет преступникам самостоятельно выводить деньги со счетов жертв».
Общаться с мошенниками может быть опасно — некоторые из них записывают голоса людей. И потом используют такие записи в банках и других местах, где есть распознавание голоса. В сомнительных разговорах юристы не рекомендуют произносить следующие фразы:
Несколько советов от эксперта Петра Гусятникова, старшего управляющего партнера юридической компании PG Partners: