Как мы купили электрокар и сколько экономим на бензине — Блог Райффайзенбанка R-Media

Как мы купили электрокар и сколько экономим на бензине

Как мы купили электрокар и сколько экономим на бензине

Владелец электромобиля из Красноярска — о том, сколько можно сэкономить на бензине, во сколько обходится обслуживание и какие отличия в эксплуатации по сравнению с обычной машиной.

На 2021 год количество электромобилей в России составило 10 тысяч. В России представлено около 18 марок разных электрокаров, в их числе Tesla, Mitsubishi, Jaguar, Audi, Nissan. Только за последний год российский парк электрокаров вырос на 71 %.

Почему я решился на покупку электрокара

В нашей семье уже есть автомобиль на бензине — Renault Duster 2л. 4WD. Нужен был второй, для поездок по городу. Первоначально я рассматривал гибридные автомобили: хотелось более экономичный вариант. Второй момент — это экология, для меня это не пустой звук. Красноярск входит в список загрязненных городов России, хотелось внести свою небольшую лепту, выбрав экологичное авто.

Я пообщался с владельцами электрокаров в Красноярске, узнал подробнее об их преимуществах, в итоге остановился на Nissan Leaf первого поколения с тяговой аккумуляторной батареей, емкостью 24 кВт·ч. Выбор в пользу именно японского автомобиля был сделан после новостей о случаях самовозгорания китайских электрокаров. О японских авто я такой информации не слышал.

Я заказывал автомобиль из Японии. Сначала выбрал саму машину — это было авто 2015 года выпуска с небольшим пробегом, 26 700 км. Затем посредник с Дальнего Востока купил ее для меня и растаможил. После этого я уже купил ее у жителя Дальнего Востока. Цена с доставкой в Красноярск составила 600 тыс. руб.

Машину я купил в середине сентября, а доставки пришлось ждать до декабря. Поэтому в эксплуатации электрокар четыре месяца. Расскажу о своих впечатлениях.

Электрокар Nissan Leaf. Доставка из Японии в Красноярск заняла почти три месяца

Первое впечатление и сравнение с автомобилем на ДВС

Приятные моменты, которые меня удивили, это тишина и отсутствие запахов, к которым мы привыкли на бензиновом авто. Я поразился, как легко автомобиль управляется. Такое ощущение, что сел на детскую машинку на электричестве. Здесь только одна передача, и поэтому все намного проще по сравнению с бензиновым автоматом или механикой. Раньше я не был за рулем электрокаров и не ожидал, что сразу сяду и поеду.

Первый шок был, когда я не услышал характерного звука двигателя: я вообще не понял, включился автомобиль или нет. Хорошо, что заранее почитал, что нужно не просто нажать на кнопку «Старт», а еще и на педаль тормоза. О включении подскажет зеленый значок Ready на приборной панели — иначе не понять, заведен автомобиль или нет.

Различия с автомобилями на двигателе внутреннего сгорания сильные. Практически у всех электрокаров высокий крутящий момент, а у Nissan Leaf из-за мощного электродвигателя он даже больше, чем у других электрокаров, например китайских. Практически с момента трогания мощность — 280 Н·м. То есть если я нажму на педаль резко, он с ревом будет прокручивать колеса на месте, как спортивный автомобиль.

Разгоняться этот автомобиль может до 150 км/ч. Скорость ограничена производителем программно — развить скорость выше просто не получится. Но надо понимать, что на максимальной скорости батарея будет разряжаться быстро. Но обычно водители электрокаров с такой скоростью не водят.

Еще одна особенность — это быстрая реакция автомобиля. Я привык к вялым педалям авто на ДВС. А здесь педали нужно нажимать очень плавно и нежно: чуть надавил, и она уже едет, надавил сильно — рвет с места. К этой особенности нужно привыкнуть — это такое легкое практически поглаживание педали газа.

И еще один плюс — расположение батареи. Она находится внизу под днищем прямо по центру автомобиля и весит около 270 кг. Поэтому центр тяжести находится непосредственно по центру машины — это обеспечивает хорошую устойчивость на дороге. Я неоднократно в этом убеждался — ее не заносит на поворотах.

Как ведет себя в эксплуатации

Я использую электромобиль только по городу. За эти четыре месяца я проехал 1300 км. В декабре — январе у нас были сильные морозы, и в некоторые дни я ей не пользовался.

Первый минус электрокара в том, что использовать его при температуре ниже –25 °С не рекомендуется. Один раз я попал в ситуацию. Машина стояла на зарядке всю ночь в холодном гараже, на улице было –28 °С. Сажусь и вижу, что в окошке температуры высоковольтной батареи показывается всего 2 деления — батарея холодная. Подумал, что немного ее разгоню, и она прогреется. Проехал немного, остановился на светофоре, и вылезла «черепашка» — значок на приборной панели, который сообщает, что зарядка на исходе и осталось буквально полкиловатта — нужно срочно ехать на станцию подзарядки. Еду дальше, в этом режиме автомобиль отключает лишние источники питания и ограничивает скорость.

Доезжаю до следующего светофора, автомобиль переходит на нейтраль, не дает включить передачуи уже не едет. Далеко в эти –25 °С я не уехал. Хорошо, что у нас есть сообщество в «Вайбере», и все друг другу помогают. Выяснили, что такая ошибка программы происходит, когда батарея замерзла. Решилось все просто — снятием минусовой клеммы маленького аккумулятора под капотом: снял, надел снова, и можно было дальше ехать.

Местные кулибины нашли свой способ решения проблем эксплуатации в морозы — они утепляют высоковольтную батарею. Для этого покупают в строительных магазинах специальную ленту, которая используется для теплых полов, и оклеивают батарею, и тогда она сама себя разогревает до плюсовой температуры, и как результат — авто едет бодрее и заряжается лучше.

Второй минус во время морозов — емкость батареи, если заряжать ее в холодном помещении, заполняет не весь возможный объем. Например, у меня при морозе –25 ℃ максимальный заряд батареи оказывался на 2 киловатта ниже,чем при нулевой температуре. Чтобы батарея принимала в себя полностью заряд, на который она рассчитана, температура батареи должна быть около 15 °C. Точную температуру батареи можно узнать в приложении для электрокара Nissan Spy или следить за ее состоянием на приборной панели — она показывает, когда батарея слишком охлаждена или перегрета.

Еще один минус именно в холодное время года: если температура не сильно низкая и можно в авто не включать дополнительное отопление в салоне, то в таком случае можно уложиться где-то в 90–100 км на одном полном заряде батареи. Если включить отопление, то этот показатель в морозы снижается на 20 км.

Летом встречается обратная ситуация: когда на улице жара +35 °C и выше, то батарея перегревается, особенно если активно ездить и разгоняться. А охлаждается она только встречным потоком воздуха. Например, можно поставить автомобиль в проветриваемое место или в тень, чтобы батарея остывала.

А вообще такие проблемы есть не у всех электрокаров. Насколько я знаю, у американской модели Chevrolet Bolt стоит высоковольтная батарея, у которой есть жидкостное охлаждение и подогрев.

Батарея и запас хода

Состояние батареи. Важный показатель электромобиля — State of Health (SOH). Это состояние батареи, оно отображается на приборной панели. Если батарея новая, то на панели будет 12 отметок. Если отметок 11, значит, состояние здоровья батареи около 80 %. У меня этот показатель при покупке был 10 отметок — это 78 %.

Заранее об этом я не знал — на фотографиях автомобиля была отключена приборная панель. А так как покупался автомобиль на японском аукционе, дополнительных фотографий с включенной панелью запросить не удалось. Поэтому когда я получил автомобиль, был немного разочарован: пробег небольшой, а износ батареи уже есть.

Вообще у Nissan Leaf есть варианты по емкости батареи на 24, 30, 40 и 62 кВт·ч. Самый популярный — на 24 кВт·ч, их выпускали с 2010 по 2016 год. Именно такая батарея в моей машине. Хочется, чтобы заряд был больше: чем больше заряд, тем больше километров авто может проехать без зарядки. Но вариант на 24 кВт·ч — самый выгодный по деньгам и самый проверенный. Я слышал, что в авто с батареей 30 кВт·ч случались программные ошибки, поэтому многие выбирают проверенный за годы вариант.

В бензиновых автомобилях есть такой показатель, как расход топлива на 100 км. У владельцев электрокаров другой показатель — сколько километров я могу проехать за 1 кВт·ч. Зимой у меня этот показатель был не больше 5 км, весной больше — 6,6 км. Надеюсь, что летом увеличится до 8–9 км. Этот показатель зависит от температуры батареи: в холодном состоянии она хуже заряжается и плохо отдает заряд.

Если батарея полностью заряжена, то при комфортной погоде можно проехать около 100 км со скоростью 60–70 км/ч. Мне такого запаса хватает, чтобы добраться до работы, заехать в магазины, вернуться домой. В день я проезжаю около 30 км. Но нужно всегда следить за остатком заряда. Я выстраиваю свой маршрут таким образом, чтобы была возможность заехать на быструю зарядку, если вижу, что не хватает. Дальние поездки на этом авто я не рассматриваю.

На максимальной скорости с другими источниками потребления, например кондиционером или печкой, думаю, что батареи хватит на час-полтора.

Приборная панель электрокара. Зеленый значок машины в центре — машина заведена, можно ехать. Горизонтальные полосы справа — отметки состояния здоровья батареи: если батарея новая, то будут отмечены 12 линий, у меня — только 10. Горизонтальные полосы слева — индикатор температуры батареи: голубые отметки внизу сигнализируют об охлаждении, красная отметка вверху — о перегреве. Круги сверху показывают, насколько экономичен режим вождения: когда машина разгоняется, то горит не один, а несколько кругов. Остаток заряда — 94 %. ECO — выбранный режим экономичного вождения. Общий пробег — 28 056 км. Пройдено сегодня — 4,5 км. Цифра 113 справа — расчет расстояния в километрах, которое можно проехать на оставшемся заряде при текущем режиме вождения

Зарядка

Сейчас в Красноярске 5–6 станций быстрой зарядки электромобилей с разъемом, подходящим для японских авто. У авто в переднем бампере есть специальные разъемы для быстрой и медленной зарядки. Быстрая предназначена для постоянного тока — подключение к ней возможно только на зарядных станциях, а медленная зарядка — для зарядки в бытовых условиях.

Как пользоваться быстрой зарядкой: приезжаешь на станцию, открываешь разъем, вставляешь зарядный пистолет, выбираешь, сколько киловатт нужно, оплачиваешь картой, и все. С медленной еще проще: нужный шнур вставляешь в любую розетку, у меня так автомобиль заряжается в гараже.

Есть план развития сети быстрых зарядок в России на федеральных трассах, и Красноярский край в эту программу входит. Если бы зарядные станции располагались на расстоянии 50–60 км, тогда можно было бы выезжать и за город — сейчас пока мало кто решается на это.

Так выглядит зарядная станция рядом с одним из крупных ТРЦ в Красноярске

Затраты и экономия

Зарядка. Обычно я оставляю машину заряжаться в гараже от розетки на медленной зарядке. На это уходит около 7 часов для 100% зарядки разряженной батареи. Если киловатт домашней сети сейчас стоит около 3 руб., то цена за полную зарядку моей батареи — 54 руб.

Иногда в городе пользуюсь быстрой зарядкой на зарядных станциях — от 5 до 12 руб. за киловатт. Цена зависит от конкретного поставщика и от того, с какой скоростью проходит зарядка. По 12 руб. я не заряжался, говорят, что такая зарядка быстрее. Алгоритм быстрой зарядки такой: до 80 % емкости батареи заряжается за полчаса. Чем новее батарея, тем быстрее она заряжается. На полную зарядку в среднем у меня уходит 40–50 минут.

Полная быстрая зарядка обходится в 90 руб. Такими ценами я был приятно удивлен. Полный бак АИ-92 у моего Renault Duster обоходится мне в 1700 рублей.

Зимой и в начале весны я тратил на зарядку около 300 руб. в месяц: в Красноярске было много морозных дней, и я выезжал на электромобиле не каждый день.

ОСАГО. В затраты на авто еще можно включить страховку. Здесь никаких преимуществ у электрокаров я не заметил: ОСАГО на год стоит около 8 тыс. руб.

Транспортный налог. Что касается транспортного налога, то каждый регион отдельно принимает решение, оставлять ли его для владельцев электромобилей. В Красноярском крае транспортный налог для владельцев электрокаров отменен с 1 января 2021 года.

Обслуживание. Это еще одна статья расходов. Обслуживать электрокары нужно раз в 30 тыс. км — это в 2 раза реже, чем бензиновые и в 3 раза реже, чем дизельные. Как таковой сервис для электрокаров не нужен. Все, что нужно менять, это масло в редукторе, тормозная жидкость и фильтр салона. На все — 3–4 тыс. руб.

Тормозные колодки не изнашиваются. На ДВС их приходится менять часто, не говоря уже про тормозные диски. Дело в том, что на электрокаре не приходится сильно тормозить: я нажимаю на педаль во время торможения совсем чуть-чуть, поэтому колодки прижимаются не так сильно. А когда отпускаю газ, автомобиль сам начинает постепенно снижать скорость. Если я издалека вижу красный светофор, то просто отпускаю газ и докатываюсь до стоп-линии, практически не тормозя.

Есть умельцы, которые адаптируют электрокары для условий Сибири: они утепляют батареи или устанавливают автономный отопитель салона на бензине или дизтопливе. Я этого не делал.

Замена батареи. Все понимают, что изнашивание батареи неизбежно. Но, по расчетам, падение SOH составляет всего 2 % в год. Владельцы электрокаров рассказывают, что первые 5 лет это снижение происходит быстрее, а потом замедляется. Мне батареи хватит еще надолго. Разработчики говорят, чтобы батарея полностью потеряла емкость нужно около 22 лет. К тому моменту, как ее придется менять, как бы она не стерлась до ржавчины.

Я узнавал про цены на батареи — они стали снижаться, так как электрокаров становится больше, а значит растет конкуренция между производителями.. Но все равно это недешево. Слышал, что 30-киловаттная батарея на Nissan Leaf стоит 400 тысяч без установки.

На сколько лет использования хватает батареи в электрокаре — один из самых важных вопросов, рождающий много споров.

Знаю, что в Украине рынок электрокаров более развит, чем в России. Электрокары там используются даже в качестве такси. Больше развита сеть зарядок и больше случаев замены батареи. Они проезжают на одной батарее до 300 тыс. км, после чего ее меняют. Мне кажется, что это хороший показатель, учитывая, что таксисты ездят каждый день и больше, чем обычный водитель, чаще заряжаются на быстрой зарядке. А быстрая зарядка быстрее изнашивает батарею, если заряжаться летом в жару.

Привод от медленной зарядки, с помощью которого автомобиль заряжается от обычной сети в гараже
Состояние своей батареи и ее температуру можно проверять в телефоне через приложение Leaf Spy. Так выглядит его интерфейс с данными о состоянии батареи

Дополнительные режимы автомобиля

Еще у электромобиля есть специальные режимы работы.

Экорежим — включается кнопкой на руле. Происходит увеличение пробега за счет того, что притупляется реакция на педаль газа. Полезная функция для начинающих, чтобы не нажимать резко на педаль и не видеть, как машина за 3 секунды разгоняется до 60 км/ч.

Режим повышенной рекуперации — способ управления, когда за счет того, что тормозишь двигателем, энергия обратно возвращается в аккумулятор. То есть не только не тратишь бензин, а еще и увеличиваешь запас хода. Спускаешься с горки, отпускаешь педаль газа, смотришь и радуешься тому, как у тебя набирается запас хода. У меня было такое: 10 км после большой горки набрал.

Напоследок

Автомобилем я владею около четырех месяцев. Из основных расходов были только затраты на зарядку, которые зимой и в начале весны составляли около 400 руб. в месяц, так как из-за морозов я пользовался машиной не каждый день. Оплата ОСАГО — 8 тыс. руб., а затрат на сервисное обслуживание пока не было.

Общее впечатление такое, как будто до этого я ездил на автомобиле прошлого века, а пересел в автомобиль будущего. Общался с другими владельцами электрокаров — никто не хочет пересесть обратно на бензиновое авто, но все мечтают об электрокарах с повышенной емкостью батареи.

logo
3
Наталия Ермакова
Пообщалась с владельцем электромобиля
Комментарии (0)
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest
Поиск...
Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages