

Обычно машина после ДТП направляется страховой на восстановительный ремонт, но иногда вместо этого можно потребовать денежную компенсацию. Разобрались, как отказаться от ремонта по ОСАГО в пользу денег и в каких случаях сделать это не получится.
По правилам, действующим в 2023 году, если в ДТП попала легковая машина, которая принадлежит физическому лицу и поставлена на учет в России, должен проводиться именно восстановительный ремонт.
При этом собственник пострадавшей в аварии машины вправе затребовать страховое возмещение в виде денег, но окончательное решение остается за страховой компанией.
А вот если машина принадлежит юридическому лицу или зарегистрирована не в России, собственник может сам выбирать между ремонтом и деньгами.
Бывает так, что страховой компании выгоднее выплатить пострадавшему деньги, чем оплачивать ремонт по ОСАГО. В этом случае с компанией будет гораздо проще договориться о денежной компенсации.
Страховая рассчитывает стоимость восстановительного ремонта по специальной методике. При расчете учитывается износ деталей автомобиля: чем старше машина, тем выше износ, расчетная цена запчастей и итоговая стоимость ремонта. Сейчас страховщики вправе учитывать цены не только оригинальных запчастей, но и их аналогов. При этом они должны быть сертифицированы и дешевле оригинальных не больше чем на 20 процентов.
Но по закону при страховом ремонте на автомобиль можно ставить только новые запчасти, а они могут стоить больше, чем цена с учетом износа. И тогда страховой компании при закупке деталей придется доплачивать.
Поэтому страховым компаниям невыгодно направлять на ремонт старые машины — проще отдать автовладельцу стоимость ремонта деньгами. И наоборот: если машина относительно новая, не старше пяти лет, то выгоднее направить ее на ремонт.
В законе указаны случаи, когда страховая не просто может, а должна выплатить сумму ущерба деньгами:
Чтобы отказаться от ремонта по ОСАГО и получить деньги, нужно в течение 5 суток после аварии подать заявление в страховую компанию и прикрепить к нему документы, подтверждающие право на выплату вместо ремонта. Документы можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении, но лучше подать ее лично в офисе страховщика. В течение 20 рабочих дней после получения заявления страховая компания должна перевести деньги на указанный в заявлении счет. Если деньги не поступят в указанный срок, можно требовать также уплатить неустойку в размере 1% от суммы долга за каждый день просрочки.
Если ваш случай не подходит под денежную компенсацию по ОСАГО, страховая компания направит машину на ремонт. Разберемся, как это происходит и что делать, если качество ремонта вас не устраивает.
1. Подача документов в страховую компанию
Потерпевший в аварии должен предоставить страховой компании следующие документы:
Если ДТП оформлено по европротоколу, то подать документы можно в электронном виде через приложение «Помощник ОСАГО». В других случаях понадобится подать документы в бумажном виде.
2. Осмотр машины сотрудником страховой
Оценщик страховой компании осмотрит машину, чтобы подробно описать повреждения. Если машина на ходу, то владелец должен привезти ее на место, указанное страховщиком; если нет, то машину осмотрят там, где она сейчас стоит.
3. Получение направления на ремонт
В течение 20 дней после получения документов страховая должна выдать направление на ремонт. У каждой страховой компании заключены договоры с несколькими ремонтными мастерскими, куда она направляет автомобили после аварий. Автовладелец должен выбрать мастерскую из предложенного списка; предлагать свои СТО нельзя.
Станция ремонта должна быть расположена не дальше 50 км от места жительства пострадавшего в ДТП. Если станция расположена дальше, то страховщик может за свой счет доставить машину потерпевшего в аварии на эвакуаторе в мастерскую. Если станция ремонта находится в пределах 50 километров, то отвозит или эвакуирует машину владелец, а страховая потом компенсирует стоимость эвакуации.
4. Ремонт автомобиля
Если машине меньше двух лет, то делать ремонт по ОСАГО должен только официальный дилер автопроизводителя.
Мастерская должна отремонтировать машину в течение 30 рабочих дней после ее получения. Если в указанный срок машина не готова, владелец может отказаться от ремонта и требовать выплаты его стоимости.
Когда ремонт выполнен и мастерская готова вернуть автомобиль, между мастерской и хозяином машины подписывается акт приема-передачи. Если хозяин машины считает, что ремонт выполнен некачественно и дефекты не устранены, то он должен отразить все недостатки в акте. К дефектам, свидетельствующим о некачественном ремонте, относятся:
Также обратите внимание, какой срок гарантии указан в акте. Гарантия на слесарные, механические и другие основные виды работ должна составлять как минимум 6 месяцев, а на покраску и кузовные работы — не меньше года.
Некоторые автовладельцы, обнаружив недостатки в ремонте, отказываются подписывать акт приема-передачи автомобиля. Так делать не нужно. В любом случае принимайте машину. Но напишите в акте комментарий обо всех недостатках, которые вы обнаружили. Если есть скрытые дефекты, которые при первичном осмотре сложно обнаружить, ― ничего страшного. Их должен будет увидеть представитель страховщика во время осмотра, который будет проводиться на основании поданной вами претензии.
2. Подача претензии в страховую компанию
В претензии нужно указать:
3. Осмотр машины
Далее проводится осмотр машины с участием владельца, представителя страховщика и автосервиса. По итогам этого осмотра страховая компания либо направит автомобиль на повторный ремонт, либо выплатит стоимость ремонта деньгами.
4. Если не пришли к соглашению — независимая экспертиза и повторная претензия
Если по результатам осмотра страховая не признает, что ремонт был выполнен плохо, то нужно обратиться к независимому эксперту, который в своем заключении укажет все недостатки автомобиля после восстановительного ремонта и оценит их в денежном выражении. После такой независимой экспертизы нужно будет снова подавать претензию в страховую компанию, и если ее не удовлетворят, то обращаться в суд.