Частные школы в России: чем отличаются от обычных и сколько их (статистика)

Как устроено образование в частных школах в России

Как устроено образование в частных школах в России
12
1
16680
12

Рассказываем, чем образование в частных школах отличается от государственного, во сколько это обойдется родителям и как можно сэкономить на оплате.

В России получить начальное и среднее образование можно в государственных и частных школах, а также дома, в формате семейного обучения. В России работает около 850 частных школ — это всего 2 % от общего числа. К 2021 году этот показатель может вырасти до 6 %. На 2018 год в частных школах обучалось 124 тысячи детей — это 0,77 % от числа всех школьников в стране. Для сравнения, в Великобритании в частных школах учится три четверти школьников.

Чем частная школа отличается от государственной

По закону любая образовательная деятельность лицензируется. Учредителям частной школы нужно разрешение на образовательную деятельность в виде лицензии, которую выдает Рособрнадзор.

Платное образование. Финансирование — главное отличие частной школы от государственной. Она содержится не за счет государственного бюджета, а за счет оплаты за обучение от родителей и денег от частных фондов. Раньше закон «Об образовании» устанавливал обязательное государственное участие в финансировании аккредитованных частных школ — им выделяли субсидии на возмещение затрат на оплату труда, покупку учебников, пособий, учебных материалов. Потом законодательство изменилось, право финансирования и предоставления налоговых льгот отдано субъектам федерации. Некоторые регионы выделяют бюджет негосударственным учреждениям, другие — нет.

Аккредитация. Школы с аккредитацией, по сути, приравниваются к государственным. Они соблюдают правила контролирующих органов, в обучении ориентируются на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), могут проводить аттестации и выдавать аттестаты гособразца.

Школа может учить и без аккредитации, но тогда ученикам придется проходить промежуточные и государственную итоговую аттестации в государственной школе. Промежуточные аттестации проводятся раз в год, в полгода или каждую четверть — на усмотрение школы.

Проверить наличие аккредитации у школы

Небольшие классы. По СанПину число учеников в классе зависит от площади класса и количества мебели — нормы по числу учеников в классе рассчитываются отдельно для каждого кабинета. В среднем, классы государственных школ типового проекта рассчитаны на 25 человек. В частных школах количество учеников в классе обычно меньше — около 15 человек. Это дает учителям возможность уделить ребенку больше внимания, чем в обычной школе.

Индивидуальный подход. Частные школы ориентированы на раскрытие потенциала ребенка. Этому способствуют небольшое количество учеников в классе, открытая и уважительная атмосфера. Идеи детей поддерживаются учителями и сверстниками, их не подавляют, сами преподаватели мотивированы и подходят к обучению как к творческому процессу.

Более современная инфраструктура. За счет платного обучения инфраструктура в частных школах обычно лучше, чем в типовых госшколах: современные здания с собственной спортивной площадкой и бассейном, оборудованные кабинеты, комфортная рекреация.

Сильный педагогический состав. Частная школа дорожит репутацией, а поэтому тщательно подбирает сотрудников. В госшколах часто работают педагоги в возрасте, которые, например, могут не владеть компьютером. В частные школы часто нанимают талантливых педагогов, к которым многие хотят попасть учиться.

Разнообразное дополнительное образование. Программа частных школ включает в себя кружки и спортивные секции, которые можно посещать после основных уроков. Наличие таких активностей занимает ребенка до вечера и частично окупает его обучение в частной школе, так как в государственной школе родителям обычно приходится платить за кружки отдельно. Дополнительное образование в частной школе — часто еще и коммерческое направление, которое открыто для всех желающих за отдельную плату.

Почему родители выбирают частную школу

Формализм и традиционность обычных школ разделяют не все современные родители.

Марго Ваевская, сын учится в «Новой школе»:

— Изначально сын ходил в государственную школу возле дома, но уже ко второму классу мы разочаровались в образовании. В государственной школе у ребенка сложились токсичные отношения со школой. Авторитарный учитель выбирал любимчиков, подавил ребенка и его мотивацию к учебе. Сейчас сын учится в шестом классе «Новой школы» и абсолютно счастлив: для него это и учеба, и социум. Идея обучения строится вокруг ребенка и его векторов развития. Больше мотивировать его не приходится.

Частные школы тоже бывают разными: мой второй сын учится в другой частной школе, и хотим оттуда уходить, не нравится. Например, во время карантина «Новая школа» оперативно и качественно перешла на дистанционку, а у второй школы возникли трудности: перейти на онлайн-учебу смогли только к маю.

Надежда Сурмач, дочь учится в школе «Продленка»:

— Моя дочь никогда не училась в государственной школе. Мы сразу ориентировались на частное образование: оно еще долго будет впереди государственной системы, которая неповоротлива, громоздка и выполняет не все свои функции. В государственных школах учителя перегружены бумажной работой, в приоритете — четкое следование плану по предмету, из-за чего нет возможности учесть индивидуальные потребности ребенка. Первоклашки зачастую идут в школу с горящими глазами, а через год ощущение собственной «хорошести» у многих снижается в два раза.

Степан Чернов, выпускник школы «Престиж»:

— Сначала меня повели в частную школу, потому что она была ближе к дому. Чуть позднее выяснилось, что общеобразовательную школу мне посещать нельзя: обнаружились проблемы со здоровьем, и чтобы не провоцировать болезнь, нужно, чтобы в классе было мало человек. Нас в классе было всего семеро.

Какие частные школы бывают

Направленность и концепция школы зависят от того, кто ее основал: сами учителя, предприниматели или финансовые структуры. А также от методики образования в конкретном месте. Одни школы делают упор на индивидуальный план развития ребенка, другие — на языки, третьи — на формирование личности и альтернативные методики преподавания, как вальдорфская или Монтессори, которые не вписываются в стандарты традиционной школьной системы. Одна школа может комбинировать и несколько таких опций.

Я расскажу о нескольких школах с разными направлениями, чтобы на их примере показать, как может быть устроен образовательный процесс и каких расходов это потребует от родителей.

Школы с индивидуальным вектором развития

Процессы в таких школах строятся вокруг личности ребенка — это ценность номер один. Система оценок состоит из формирующих и констатирующих оценок и отчетов, где учитель определяет точки роста ученика и подсказывает родителям, где ребенку нужна поддержка, а где справится сам. Плохие оценки — не унизительно для ребенка и его самооценки, а сигнал о том, что он не выучил важный предмет и нужно укрепить знания и научиться концентрироваться на учебе.

В школе действуют правила: уважение к предмету, учителю, ученикам и времени урока. За нарушение дисциплины или буллинг могут исключить.

 

Марго Ваевская,

сын учится в 6-м классе «Новой школы», Москва

Сколько стоит. Полная стоимость обучения в месяц — 60 000 руб. Есть стипендия для семей, которые попали в трудную финансовую ситуацию, — она позволяет снизить стоимость обучения.

Аттестация. Есть внутри школы.

Как поступить. Конкурс в 2017 году составлял 60 человек на место в третий класс. На первом этапе сын прошел психологическое тестирование. Второй этап — двигательная активность, взаимодействие с родителями, сверстниками и самим собой. Третий этап — собеседование с родителями.

Школе важно убедиться, что они с родителями смотрят в одном направлении, что семья готова к изменениям, что ребенок, обладающий собственной волей, является для них центром.

Учебный процесс. Обязательная часть учебного дня состоит из 6–7 уроков с перерывом на обед, прогулку и самоподготовку — она длится до обеда. Уроки длятся по 45 минут, но звонков нет. Дети и учителя сами должны следить за временем: вовремя заканчивать урок и не опаздывать в класс после перемены.

Вторая половина дня после 15:20 посвящена консультациям и кружкам: от изучения языков и запуска дронов до мультипликации и программирования. Это и долгосрочные программы на год, и занятия, которые можно проходить короткими сессиями, участие в них для учеников школы бесплатно. Иногда это походы в музеи или экскурсии — дети сами выбирают, в какую исследовательскую поездку им интересно поехать.

Школа работает с ориентиром на ФГОС, но в 9–11-м классах у учеников появляется индивидуальный учебный план. Принадлежность к классу у старших школьников условная: у детей индивидуальное расписание, классного руководителя нет, но есть куратор, который помогает с образовательным процессом, следит за нагрузкой и успеваемостью.

Еще в школе есть служба тьюторского сопровождения. Тьютор изучает интересы ребенка, учит его проектировать свое будущее, помогает составить траекторию развития. К тьютору ребенок приходит с запросом сам — так в детях развивают самостоятельность.

Для нас челленджем стал пятый класс — сын улетел в пике по успеваемости в первом триместре. Мы договорились, что плохая оценка — это не повод ругать, а сигнал для ребенка, что он недоучил. Поскольку мы находимся в контакте со школой, то знали, что ребенок провалил учебу, но старались не вмешиваться, чтобы дать ему возможность справиться с этим самому. В итоге он смог выйти на отличный общий балл.

На кафедре естественных наук школы есть пространство для лекций и живой уголок с насекомыми, где ученики делают проекты.

Демократические школы

Основная идея демократической школы — равенство голосов участников всех возрастов и соуправление средой: каждый может влиять на любой процесс, дети по собственному желанию берут на себя ответственность за ежедневные социально значимые процессы и курируют их наравне со взрослыми. Иерархия в привычном для школ понимании здесь отсутствует. Это помогает развивать осознанность, ответственность и организационные навыки.

В школе нет принуждения — каждый ученик в своих действиях опирается на собственные цели и желания. Он же несет ответственность за свой выбор. Ребенок учится осознавать свои сильные и слабые стороны, не сравнивая себя с одноклассниками. Обучение строится вокруг личности ребенка. Учитель в образовательном процессе играет роль проводника: он не является источником знаний как таковых, но в пример ребенку он увлечен своим делом.

Все вопросы решаются на общем сборе, где все голоса равны. Свои споры дети решают на медиации — это технология урегулирования споров, во время которой, кроме конфликтующих сторон, присутствует независимый человек, который помогает в решении проблем.

В основе образовательной модели лежит идея, что система знаний в голове человека формируется нелинейно. Знания не разделены по предметам, а предметы — по темам, темы не связаны между собой цепочкой. Получение знаний и навыков происходит тремя способами: через повседневное общение, запланированные курсы, ситуативные занятия или образовательные события, например экскурсии или свопы. Они возникают по запросу ученика, который хочет что-то узнать, либо по запросу учителя, который хочет поделиться.

Надежда Сурмач,

дочь учится в 6-м классе демократической школы «Продленка», Дубна

Сколько стоит. От 20 000 руб. в месяц. Ремонт, закупку дополнительного оборудования, канцелярки и другие нужды школа обеспечивает своими силами.

Аттестация для получения аттестата о среднем образовании проводится в школе-партнере, которая имеет лицензию и аккредитацию. Для этого нужно заключить договор со школой-партнером и заплатить за пользование платформой для аттестаций — 9000–12 000 руб., в зависимости от класса. Юридически дети находятся на семейном обучении.

Как поступить. Проходить специальный отбор в школу не нужно — важно совпадать в ценностях и быть готовыми к соблюдению правил среды. Можно записаться на пробный день или проходить пробную неделю, чтобы понять, подходит ребенку формат обучения или нет.

Учебный процесс. Учеба начинается в 9:30 с общего сбора, на котором решаются текущие вопросы, обсуждаются общие проекты. Каждый может высказаться, и его выслушают. Потом начинаются занятия с преподавателями-предметниками, выделено время на проекты. Любой может предложить активность — от музыкального джема до опытов по химии — и пригласить присоединиться к ней других участников или заниматься самостоятельно. На обед можно взять еду из дома, а для тех, кому это неудобно, заказывают привозные горячие обеды за отдельную плату. Домашние задания дети получают не каждый день — им хватает времени в школе, чтобы разобрать и закрепить пройденное. Конец учебного дня — в 16:00. Посещение в школе свободное.

Аттестации в школе проходят круглый год. Оценок в ходе обучения детям не ставят, но есть понятия: усвоено отлично, хорошо или нужно подтянуть. Экзамены дети сдают через виртуальную платформу по мере изучения материала, то есть в конце года нет кучи контрольных и экзаменов.

Отдельную часть обучения составляют внеурочные поездки, экскурсии, ночевки, тематические вечера. Ребенок может взять на себя часть обязанностей по организации и прокачать ответственность и осознанность.

Демократическая школа «Продленка» перед началом учебного дня

Семейные школы

 

Семейная школа может представлять собой объединение родителей из трех–четырех семей, которые таким образом снижают расходы на преподавателей, помещение и учебники, либо это может быть полноценная школа с лицензией. В семейном образовании ответственность за обучение ребенка несут родители. Они определяют, как именно ребенок будет осваивать школьную программу.

Аттестации в виде оценок за выполнение домашних заданий или ответов на уроке в семейных школах обычно нет. Промежуточная аттестация проводится по четвертям или полугодиям — так родители отслеживают прогресс детей. Обычно родители заключают договор с любой аккредитованной школой и согласовывают с ней сроки и формат сдачи промежуточной аттестации. Итоговую аттестацию ребенок на семейном обучении сдает в школе, к которой он прикреплен.

Учебный процесс зависит от того, по каким методикам работает школа. Некоторые семейные школы используют в обучении тьюторский подход. В классе учится не более 15 детей, и с ними одновременно работают два педагога: предметник и тьютор-психолог. Последний помогает решать организационные вопросы, контролировать расписание, психологически настроить класс на продуктивную работу, ведет аналитику состояния детей. Это позволяет педагогу не отвлекаться на дисциплину в классе.

Акцент при такой форме обучения делают на разработку индивидуальных планов для каждого ребенка — это включает работу с психологом, нейропсихологом и логопедом. В расписании есть классические предметы, как в любой госшколе, а также авторские софт-скиллс-дисциплины для развития творческого мышления.

Семейная школа «Макарун» в Москве, стоимость — 70 000 руб. в месяц, кружки оплачиваются отдельно.

Есть начальные школы для детей от 7 до 12 лет с обучением по три дня в неделю. Такие школы часто работают по авторским методикам, которые основаны на осознанном подходе: у детей есть возможность самовыражаться, а учитель строит коммуникацию с детьми, как с полноправными участниками процесса. В таких школах используют:

  • методику Зайцева — занятия по русскому языку, чтению, окружающему миру проводятся в игровой и соревновательной форме, в постоянном движении, в том числе на свежем воздухе;
  • методику Монтессори — она направлена на раскрытие индивидуальных особенностей ребенка;
  • методику Абрамсона — обучение математике проходит в нескучной для детей форме.

Школы-пансионы

Пансионы предлагают совмещенный формат обучения и проживания на территории школы. Родители могут выбрать тип посещения школы в зависимости от пожеланий, места жительства и возможностей семьи. В некоторых школах есть возможность обычного дневного посещения — ребенок находится на занятиях и кружках с утра до вечера. Другой вариант — недельный пансион: ребенок живет в кампусе с понедельника по субботу, а на выходные отправляется домой, чтобы провести время с семьей. Бывает и полный пансион для учеников из регионов, когда ребенок живет в школе на протяжении всего учебного года и уезжает домой только на каникулы. Стоимость обучения в школах-пансионах обычно выше, чем в школах дневного посещения.

Например, в школе «Дубравушка» есть возможность жить в школе пять или семь дней в неделю и формат «полупансион» — для детей, которые проводят в школе день с утра до позднего вечера, но ночуют дома.

Учебный процесс. День в пансионе начинается в семь утра с зарядки и завтрака, уроки — в 8:30. После них — кружки и секции, время на выполнение домашнего задания. Внеурочная деятельность у каждого расписана в соответствии с личным планом. В конце дня — время на досуг, отбой в 22:00. По пятницам и выходным обычно проходят развлекательные мероприятия.

Как снизить стоимость образования

Стоимость обучения в частных школах России может различаться в десятки раз. Она зависит от школы и ее финансирования. Некоторые школы получают финансирование из городского бюджета. Например, в московской школе «Наследник» цена зависит от наличия московской регистрации. Начальное образование стоит 98 000 руб. в месяц, но детям без регистрации обучение обойдется на 15 % дороже. Москвичам эту часть оплаты компенсирует город.

Иногда в стоимость входит не только общая программа обучения, но и дополнительные услуги — это стоит уточнять при выборе школы. Например, в московской гимназии «Эллада» стоимость в три раза ниже, чем в «Наследнике», и в нее входит обучение по общей программе, группа продленного дня, консультации с педагогами, помощь в выполнении домашних заданий, занятия в кружках и секциях, прогулки, занятия с психологом, медицинское и стоматологическое сопровождение.

В некоторых школах бывают единоразовые вступительные взносы при зачислении. Например, в «Хоклив» такой взнос составляет 70 000 руб.

Снизить цену обучения можно даже в частной школе. Вот что можно для этого сделать:

Подать на стипендию. Во многих школах используются гибкие системы скидок и социальной поддержки, например для детей-инвалидов и детей с выдающимися успехами в учебе, а также призеров городских и краевых олимпиад. Дети военнослужащих обучаются со скидкой. Еще бывает так, что у некоторых родителей появляются финансовые трудности — им тоже могут дать скидку, чтобы ребенок смог продолжить обучение в школе».

Например, в «Новой школе» образование детям из малоимущих семей обойдется в месяц на 13 000 руб. дешевле. Чтобы подать на стипендию, нужны документы, подтверждающие финансовое положение.

Стипендиальный фонд школы «Летово» покрывает часть расходов на обучение или всю стоимость учебы для 23 % учащихся. Решение о выделении стипендии принимается на основе заявок родителей. По просьбе школы Сбербанк проводит процедуру скоринга — оценивает финансовое положение семьи. На размер скидки влияет состав семьи. Стипендия выделяется на год, а на следующий год процедуру проходят заново.

Прописаться в городе. Некоторым школам часть оплаты за обучение покрывает город. В этом случае для иногородних учеников стоимость обучения может быть выше.

Претендовать на грант. Некоторые школы предоставляют бесплатное обучение для одаренных детей. Например, в Павловской гимназии в Москве ребенок может учиться бесплатно. Это решают результаты конкурса при поступлении в 8–9-й класс. Чтобы заявиться на конкурс, нужно предоставить данные об успеваемости и портфолио. Затем ученика приглашают на собеседование и предлагают выполнить письменные работы по математике, русскому, английскому и написать эссе. После этого проводят еще одно собеседование, по итогам которого определяют претендентов на бесплатное обучение.

Проявить себя в учебе и спорте. В школах есть программы поощрения учеников за академические и спортивные достижения. Например, в Павловской гимназии победители и призеры олимпиад могут получить скидку на обучение до 50 % — зависит от класса и уровня олимпиады. В «Хорошколе» в Москве возможно бесплатное обучение учеников 9–10-го классов, которые победили на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Отдать детей в одну школу. Некоторые школы делают скидки на обучение второго ребенка из одной семьи. Например, в Павловской гимназии стоимость для второго ребенка снижается на 10 %, для третьего — на 20 %, для четвертого — на 70 %, а пятый учится бесплатно.

Использовать маткапитал. Вы можете оплатить обучение ребенка материнским капиталом при условии, что у школы есть действующая лицензия и она находится на территории России. Проверить лицензию можно на сайте Роспотребнадзора.

Подать на налоговый вычет. Можно вернуть часть оплаты за образование ребенка в виде налогового вычета, если у школы есть лицензия на образовательную деятельность. Сумма вычета может составлять размер фактических расходов на обучение, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка. Вычет полагается при условии, что за обучение не платили материнским капиталом.

На что обратить внимание при выборе школы

  1. Проверьте наличие у школы лицензии. Это позволит использовать материнский капитал для оплаты учебы или воспользоваться налоговым вычетом, чтобы вернуть часть уплаченных налогов.
  2. Уточните, что входит в стоимость обучения (питание, кружки, форма, ремонт) и нужно ли оплачивать летние месяцы.
  3. Изучите репутацию школы — почитайте отзывы родителей, обратите внимание на результаты выпускников: куда поступают, кем становятся.

12
16680
(Пока оценок нет)
Загрузка...
0 0 голос
Рейтинг статьи
Комментарии проходят модерацию
1
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Cg Data

«в Великобритании в частных школах учится три четверти школьников»
Знаю статья старая, но откуда дровишки ? Частная школа в СК стоит 15-50 тыс Фунтов в год, не думаю, что три четверти населения могут это себе позволить

0
guest
Статьи от автора
Все
Где провести выходные: 10 экоотелей недалеко от Москвы
38
0
Как с небольшим бюджетом сделать съемную квартиру уютнее
6
0