1 января 2019 года в России в порядке эксперимента начали взимать налог на профессиональный доход, или, как его чаще называют, налог для самозанятых. Рассказываем, что это такое, кто может стать самозанятым и как это сделать.

Что значит «самозанятый»

Самозанятость — статус физического лица, при котором можно вести коммерческую деятельность без уплаты НДФЛ и налога на прибыль. Вместо этого самозанятый платит налог на профессиональную деятельность (НПД), ставка которого зависит от того, является заказчик физлицом, ИП или организацией. В качестве эксперимента налог на самозанятость будет применяться до 2029 года.

К профессиональному доходу относят:

  • поступления от сдачи внаем имущества, принадлежащего физлицу на праве собственности;
  • доходы от реализации товаров, произведенных своими руками без применения наемного труда;
  • доходы от услуг, оказываемых физлицам, ИП и организациям.

Роман Стрункин
Юрист

Что значит «самозанятый»

Самозанятость — статус физического лица, при котором можно вести коммерческую деятельность без уплаты НДФЛ и налога на прибыль. Вместо этого самозанятый платит налог на профессиональную деятельность (НПД), ставка которого зависит от того, является заказчик физлицом, ИП или организацией. В качестве эксперимента налог на самозанятость будет применяться до 2029 года.

К профессиональному доходу относят:

  • поступления от сдачи внаем имущества, принадлежащего физлицу на праве собственности;
  • доходы от реализации товаров, произведенных своими руками без применения наемного труда;
  • доходы от услуг, оказываемых физлицам, ИП и организациям.

Под профессиональным понимается доход, который получают физлица, самостоятельно оказывающие услуги и работающие без трудового договора, если они сами при этом не нанимают сотрудников, а также доход от использования имущества

В первый год в эксперименте участвовало четыре региона: Москва, Московская и Калужская области и Республика Татарстан. С 1 января 2020 года добавили Санкт-Петербург, Волгоградскую, Воронежскую, Нижегородскую области и еще 15 регионов. А до 1 октября 2020 года присоединились остальные субъекты РФ.

Кто может стать самозанятым

Встать на учет могут физлица и ИП, которые самостоятельно оказывают услуги, выполняют работы не по трудовому договору, при этом сами не нанимают сотрудников. Например, репетиторы, копирайтеры, юристы, фотографы и другие фрилансеры ― точный список в законе не прописан. Такую деятельность можно совмещать с работой по найму. Например, юрист может работать в штате компании, а в свободное время давать консультации клиентам. В этом случае с зарплаты у него будет удерживаться НДФЛ в обычном порядке, а с доходов от частной практики он будет платить налоги как самозанятый.

В законе установлен список лиц, которые не имеют права стать самозанятыми:

  • Продавцы подакцизных, маркируемых товаров;
  • Те, кто занимается перепродажей;
  • Лица, которые занимаются посредничеством;
  • Адвокаты, нотариусы, оценщики, медиаторы, арбитражные управляющие;
  • Госслужащие. Единственная ситуация, когда они имеют право платить налог на профессиональный доход ― сдача квартиры в аренду;
  • Лица, занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых;
  • Арендодатели нежилой недвижимости;
  • Курьеры, которые развозят чужие товары и принимают за них оплату. При этом если продавец выдаст курьеру свою онлайн-кассу, чтобы деньги от покупателя поступали ему напрямую. При таком условии курьер может оформиться и работать как самозанятый.

Налоговые ставки

Со своих доходов самозанятые должны платить налоги в следующих размерах:

  • 4 % — если заказчиком выступает физическое лицо;
  • 6 % — если оплата от заказчика-организации или ИП.

В законе установлено, что на время эксперимента ставки зафиксированы и не могут повышаться. А после регистрации самозанятому начисляется налоговый вычет в размере 10 000 руб. Это происходит автоматически, никаких заявлений в налоговую подавать не нужно. Пока его полностью не используешь, налоги еще ниже — 3 и 4 %, если заказчики физлица и юрлица соответственно. Налоговый период составляет один месяц.

Пример: Сергей пишет тексты на заказ. За последний месяц к нему обратилось пять клиентов: четыре физлица на общую сумму 18 000 руб. и одна компания, которая заплатила 8000 руб. Сумма налога составит:

18 000 × 3 % + 8000 × 4 % = 860 руб.

Когда Сергей исчерпает налоговый бонус, то с таких же доходов он заплатит чуть больше:

18 000 × 4 % + 8000 × 6 % = 1200 руб.

Считать самому ничего не потребуется ― налоговая до 12-го числа следующего месяца пришлет уведомление об оплате. Отправить платеж нужно до 25-го числа. Если этого не сделать, то в приложении сумма платежа будет отображаться как задолженность, и платить придется с учетом штрафа. Если налог меньше 100 рублей, то сумма добавится к налогу в следующем месяце, а в текущем ничего платить не нужно.

Страховые взносы самозанятые не платят. Это касается и ИП на период использования режима НПД. Часть уплаченного налога автоматически уходит на ОМС, а если самозанятый решит добровольно делать отчисления на свою будущую пенсию, то нужно подать заявление.

Как принимать оплату от клиентов

Самозанятый может принимать оплату как наличкой, так и по безналичному расчету, в том числе электронными деньгами. Открывать специальный счет для этого не нужно, заказчик может отправить деньги даже на зарплатную карту. Самозанятый ИП может принимать оплату и через POS-терминал.

Нужен ли договор с клиентом. Если самозанятый оказывает услуги или выполняет работу для физлица, то договор нужен только в случае, если его цена превышает 10 000 руб. В остальных ситуациях документы не нужны. Но ИП и компании обязаны вести бухгалтерию, поэтому отправить самозанятому оплату без подтверждающих документов у них не получится — с такими заказчиками нужно заключить договор. После его исполнения ИП и компании обычно составляют акт выполненных работ или оказанных услуг, хотя для самозанятых законом такой обязанности не предусмотрено. Единственный обязательный документ для них — чек.

Как направлять чеки. Они формируются в приложении «Мой налог» или в личном кабинете плательщика НПД на сайте. Это единственный документ, предусмотренный законом, который подтверждает факт оказания услуги или выполнения работы и получения оплаты самозанятым. Если клиент рассчитался наличкой или электронными деньгами, то передать ему чек нужно сразу. Если была безналичная оплата, то направить чек нужно до 9-го числа следующего месяца.

Передать чек можно любым из следующих способов:

  • по СМС или в любых мессенджерах;
  • отправить на электронную почту;
  • дать клиенту считать QR-код на чеке;
  • отдать распечатанный чек.

Какие есть ограничения

Законом предусмотрено несколько ограничений по уплате НПД.

По размеру дохода — 2,4 млн руб. в год. Как только доход станет выше, самозанятый утратит свой статус. После этого придется платить с доходов НДФЛ 13 %, а если самозанятым был предприниматель, то в течение 20 дней заявить о переходе на другой спецрежим, иначе автоматически переведут на общую систему налогообложения. Но в следующем году можно снова встать на учет в качестве самозанятого.

По видам доходов. НПД не применяется в отношении следующих доходов:

  • зарплата;
  • продажа недвижимости и транспортных средств;
  • доход от сдачи в аренду коммерческой недвижимости;
  • продажа личного имущества, которое использовалось в бытовых целях, например одежды, через сайты объявлений;
  • деятельность в рамках простого товарищества или доверительного управления имуществом;
  • продажа долей в бизнесе, паев, ценных бумаг;
  • работы по договору ГПХ с работодателем, в том числе бывшим, если с момента увольнения прошло менее двух лет;
  • доходы в натуральной форме.

С этих доходов придется платить НДФЛ.

Как стать самозанятым

Чтобы стать самозанятым, нужно отправить заявление в налоговую. Весь процесс проходит удаленно и занимает несколько минут. Есть 3 способа встать на учет:

  • в приложении «Мой налог» для смартфонов;
  • с помощью выделенного сервиса налоговой «Мой налог»;
  • через уполномоченный банк.

Приложение «Мой налог». Для регистрации:

1. Откройте приложение онлайн или скачайте версию для смартфона — она доступна в App Store и Google Play.

2. Выберите способ регистрации:

Зарегистрироваться можно по паспорту, через личный кабинет физлица на сайте налоговой или через портал «Госуслуги»

3. Укажите номер телефона — на него придет код, с помощью которого можно подтвердить номер. Без кода подтверждения зарегистрироваться не получится.

4. Выберите регион, в котором вы ведете свою деятельность, — место жительства роли не играет. Например, жить можно в Татарстане, а оказывать услуги клиентам из Питера — в таком случае нужно выбрать Санкт-Петербург.

5. Приготовьте данные для регистрации. Если выбираете регистрацию по паспорту, нужно сделать фото разворота с фотографией и сделать селфи. Для регистрации через личный кабинет нужен ИНН и пароль с сайта ФНС. Для регистрации через «Госуслуги» ― подтвержденная учетная запись в ЕСИА.

6. Проверьте все графы; если все заполнено верно, подтвердите регистрацию.

7. Придумайте ПИН-код — он понадобится для всех последующих входов в приложение «Мой налог».

После регистрации вы получите доступ к функциям мобильного приложения и уже сможете принимать оплату и направлять чеки клиентам.

Интерфейс позволяет формировать и отправлять чеки клиентам, а также следить за доходами и начислениями ― суммами налога, которые нужно оплатить.

Личный кабинет плательщика НПД на сайте ФНС. Если нет возможности скачать приложение, зарегистрироваться в личном кабинете плательщика НПД можно на сайте налоговой. Для регистрации требуется только ваш ИНН, пароль вы придумываете самостоятельно. После регистрации в системе вам присваивается статус самозанятого, и можете принимать оплаты и выставлять чеки клиентам.

Чтобы зарегистрироваться в личном кабинете плательщика НПД, понадобятся ИНН и пароль
Сразу после регистрации можно пользоваться личным кабинетом: отслеживать оплату от клиентов, следить за начислениями налога, получать статистику по месяцам
Так выглядит интерфейс личного кабинета плательщика НПД. Личным кабинетом можно пользоваться на компьютере и со смартфона. У него такие же возможности, как у мобильного приложения

Через уполномоченные банки. На сайте налоговой есть список банков, уполномоченных регистрировать клиентов в качестве самозанятых. Заявление можно подать в личном кабинете на сайте или в мобильном приложении. После прохождения регистрации вы получите доступ к приложению налоговой «Мой налог», которым можно пользоваться в мобильном телефоне или на компьютере.

Что дает статус самозанятого

Количество самозанятых уже достигло 1 млн человек. Многие встают на учет, потому что это отличный способ легально вести свою деятельность и иметь доход от подработок без риска получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. Помимо этого, самозанятые получают следующие преимущества:

  1. Расширение клиентской базы. Многие заказчики хотят работать только официально, особенно это касается крупных компаний. Со статусом самозанятого получить заказ проще.
  2. Низкие налоговые ставки и никаких социальных взносов. Особенно выгодно это для предпринимателей ― можно стать самозанятым и снизить налоговую нагрузку. Кроме этого, самозанятые освобождены от уплаты сборов в ПФР, но, при желании, их можно уплачивать самостоятельно — в приложении «Мой налог» есть вкладка «ПФР».
  3. Отсутствие отчетности и деклараций. У самозанятых нет лишней бумажной работы — вся информация в налоговую поступает автоматически.
  4. Не нужно рассчитывать сумму налога. ФНС сама делает расчет и присылает уведомления на оплату.
  5. Можно совмещать с работой по найму. Можно работать по трудовому договору, а в свободное время подрабатывать как самозанятый.

Мы в социальных сетях

RSS
Самый быстрый способ узнавать об обновлении сайта — это подписаться на наш rss-поток.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006№ 152-ФЗ «О персональных данных» я, действуя по своей воле и в своем интересе, даю свое согласие АО «Райффайзенбанк», имеющему свое местоположение по адресу: 129 090, г. Москва, улица Троицкая, дом 17, строение 1, на обработку (любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение) моих персональных данных, а именно: фамилия, имя, отчество, адрес электронной почты, в целях направления АО «Райффайзенбанк» на указанный мной адрес электронной почты информационных рассылок, предоставления мне возможности комментирования материалов, размещенных на сайте raiffeisen-media.ru.

Обработка указанных в настоящем согласии моих персональных данных осуществляется АО «Райффайзенбанк» в объеме, который необходим для достижения каждой из вышеперечисленных целей с применением следующих основных способов (но, не ограничиваясь ими): хранение, запись на электронные носители и их хранение, составление перечней, маркировка.

Настоящее согласие действует до момента его отзыва мной в порядке, предусмотренном ниже. Настоящее согласие может быть отозвано мной в любое время на основании моего письменного заявления.