

Иногда даже самым перспективным идеям не удается получить поддержку у крупного бизнеса, государства или банков. В такой ситуации выходом становится модель «народного» финансирования — краудфандинг. Разбираемся, что это такое и как работает.
Краудфандинг ― это привлечение денег от широкого круга обычных людей на конкретный проект. Им может быть благотворительная или экологическая акция, театральная постановка, написание книги, IT-стартап.
Сбор денег происходит на специальных краудфандинговых платформах. Они являются посредником между автором проекта и инвестором, выступают операторами по сбору и контролируют весь процесс.
Мотивация авторов проекта понятна. Авторы размещают информацию о проекте на краудфандинговой платформе и продвигают доступными способами, чтобы больше людей о нем узнало, а значит, быстрее собрались деньги на реализацию.
С точки зрения мотивации людей, которые помогают проектам, краудфандинг бывает нескольких видов.
Благотворительный — сбор помощи в виде безвозмездных пожертвований. Обычно такой вид используют для социальных и благотворительных акций.
Люди часто поддерживают интересный им проект безвозмездно. Они помогают, потому что могут. Для некоторых такая социальная ответственность — важная составляющая культурного кода. Они испытывают моральное удовлетворение от сопричастности к хорошему и полезному делу, например строительству приюта для бездомных животных.
За вознаграждение — инвесторы получают от автора символическое вознаграждение в качестве благодарности, например брендированную футболку, билет на постановку, экземпляр записанного музыкального альбома или электронный экземпляр опубликованной книги.
В некоторых случаях люди помогают из прагматичных соображений — чтобы получить долю в компании или часть прибыли от реализации бизнес-идеи.
Привлечение долгового капитала (краудлендинг) — в случае успеха инвесторы получают свои инвестиции обратно с процентами. Бизнес часто использует такой вид привлечения денег для запуска новых проектов. Например, небольшая мебельная фабрика с помощью привлеченных денег запускает новый производственный цех, а с заработанной прибыли возвращает инвесторам сумму займа и выплачивает оговоренный процент.
Краудинвестинг — это привлечение инвестиций в обмен на долю в бизнесе: инвесторы не получают инвестиции с процентами, а становятся долевыми собственниками бизнеса и будут получать часть прибыли, которую приносит новый цех мебельной фабрики из примера выше.
Законы, которые регулируют сбор средств на платформе, зависят от страны, в которой она зарегистрирована. Участникам платформы не нужно разбираться с законами — их требования всегда учтены в правилах платформы. Если человек или компания собирают деньги на зарубежной платформе, то сбор идет в соответствии с законами страны регистрации краудфандинговой платформы.
В России закон регулирует только краудлендинг и краудинвестинг. Компании и индивидуальные предприниматели могут привлекать только инвестиции. А физлица могут собирать только пожертвования.
При этом собранные через краудфандинг деньги с точки зрения налогового законодательства считаются доходом. Предприниматели и компании выплачивают налог на доход согласно выбранной системе налогообложения (cт. 248 НК РФ).
А физлица налог с пожертвований платить не должны (п. 18.1 ст. 217 НК РФ).
Все краудфандинговые площадки работают примерно одинаково.
Чтобы выбрать подходящую платформу, стоит сперва внимательно изучить правила. У разных платформ они отличаются. Вот на что нужно обратить внимание:
Существует несколько моделей сбора денег. Некоторые площадки используют сразу несколько — тогда при размещении проекта можно выбрать, какая вам больше подходит:
Например, самая крупная краудфандинговая площадка Kickstarter подходит для любых проектов, за исключением политических, медицинских и благотворительных. Она использует модель «Все или ничего» и строгие требования к размещению: нужно записать видеоролик с подробным рассказом о проекте и приложить план развития, чтобы люди имели четкое представление о сроках каждого этапа.
А российская «Планета.ру» специализируется на творческих проектах. Чтобы работать с этой площадкой, автор должен гарантировать, что не будет размещать информацию на других краудфандинговых сайтах. В противном случае администрация платформы имеет право удалить проект с сайта — тогда собранные деньги автор не получит.
Некоторые площадки позволяют собирать деньги даже на личные нужды. Например, на платформе Indiegogo можно собрать на свадьбу, путешествие, учебу в университете. Это могут сделать и российские пользователи.
Чтобы разместить проект на краудфандинговой платформе, автору нужно:
Иногда на краудфандинговых платформах пытаются заработать мошенники, которые не собираются вести реальную деятельность. Если вы решили поддержать чьи-то начинания, оцените риски.
Прозрачность и открытость ― основные принципы краудфандинга. Внимательно изучите данные, напишите авторам, задайте дополнительные вопросы. Найдите отзывы о проекте и его авторах в интернете. Хорошо, если авторы — публичные люди, которые уже заработали репутацию.
Если авторы не спешат делиться подробностями или вы сомневаетесь в их честности, то не стоит отдавать деньги.
Подробно о том, как проверить проект, мы писали в статье «Как помогать благотворительным фондам и не попасть на мошенников».
Еще статьи об инвестировании